Операция «Малый бизнес»

23 января 2006, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

В последнее время очень популярной стала тема частно-государственного партнерства. Обычно, когда о нем идет речь, подразумеваются глобальные проекты. Как, например, красноярская программа комплексного развития Нижнего Приангарья. Что и говорить, подобные проекты важны и нужны. Да вот беда: они грандиозны, но локальны, то есть касаются отдельных регионов и относительно небольшого, в масштабах страны, количества людей.

В то же время население сотен больших и не очень городов во многом зависит от малого и среднего бизнеса, о государственной поддержке которых так много говорится. Но от этих разговоров бизнес не чувствует себя уютнее.

Посмотрим на очевидные казалось бы вещи — налоги и административные барьеры, которыми все более умело оперируют и региональные и федеральные власти. И становится ясно, что давления на малый и средний бизнес никак не стало меньше. 

Налогообложение. Все еще длится реформа налогового администрирования, вызывающая массу споров, критики, кривотолков и со стороны народных избранников, и со стороны бизнес-сообщества. Возможно, хотя надежд на это немного, в Министерстве финансов все же прислушаются к мнению представителей бизнеса и учтут их требования по зачастую возникающему двойному налогообложению или возврату экспортного НДС. Но требования ли это? То, что не замечается и игнорируется, превращается в притворство, фарс. За последние два–три года единственно значимое для малого и среднего бизнеса решение правительственных ведомств принято лишь в части введения упрощенного налогообложения. Других-то и не было. Речь только и идет о проектах федерального значения, именно они сейчас — мейнстрим для правительства и президента. Какой тут малый бизнес?

Дальше — больше. В наступившем году уже вступили в силу несколько важнейших поправок к Налоговому кодексу, которые фактически лишают предпринимателей права на защиту от фискального произвола. С 1 января 2006 года вводится внесудебное списание штрафов. Теперь штрафы — до 50 тыс. рублей для организаций и до 5 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей — могут быть списаны с их счетов без решения суда. Понятно, что чиновники руководствуются благими намерениями — хотят снизить нагрузку на арбитражные суды. Понятно и другое: у налоговиков появилось еще больше возможностей не церемониться с налогоплательщиками. И пока налоговый инспектор диктует правила игры, по-своему трактуя законы, бизнесу придется несладко.

Административные барьеры. Иногда их ужесточение преподносится как необходимое условие обеспечения честной конкуренции. Например, в дистрибуции алкоголя. Но в этой сфере и так действует масса заградительных мер — от акцизных марок до налоговых «зачисток». Регулирование алкогольного рынка все больше сводится к федеральному, а не региональному уровню. Так, в середине прошлого года внесен ряд изменений в законодательство о государственном регулировании оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации. Как отметил директор одной омской компании по оптовой дистрибуции алкоголя, «неимоверно много изменилось в этом законе, и это коснулось именно оптовых и розничных продаж». Но самое интересное, считает он, это то, какие полномочия предоставлены региональным властям и как они этим пользуются. Например, доходит до того, что им позволено устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи крепкого алкоголя.

Впрочем, есть то самое важное «но», которое затрагивает интересы малого бизнеса: власти могут устанавливать минимальный размер уставного капитала (УК) магазинов, торговых сетей, реализующих алкогольные напитки. Согласитесь, весьма сильный инструмент регулирования рынка. И некоторые регионы уже не замедлили им воспользоваться: правительство Омской области с 1 января ввело минимальную планку УК в 100 тыс. рублей для компаний, торгующих алкоголем крепостью до 15%, и 300 тыс. рублей — свыше 15%. Удастся ли таким путем вытеснить торговцев суррогатом —  большой вопрос. Но с рынка вынуждены будут уйти владельцы небольших продовольственных магазинов, так как без торговли спиртным резко упадет рентабельность этого бизнеса.