На разных языках

Сегодня уже ясно, что налоговая реформа, скорее всего, не принесет бизнесменам желанного взаимопонимания с федеральной властью

Накануне нового 2006 года в Москве произошло событие, которое затерялось в череде праздничных мероприятий, но о нем непременно еще не раз вспомнит деловая пресса. В последние дни декабря прошла встреча членов рабочей группы по доработке правительственного законопроекта о реформе налогового администрирования. Этот документ, подготовленный в Минфине, изначально вызвал резкую критику со стороны бизнес-сообщества. На заседании рабочей группы, которое вел министр финансов Алексей Кудрин, предприниматели представили перечень главных претензий к законопроекту. Но встреча закончилась фактически ничем. Формальная причина этого — на заседание не пришли представители Федеральной налоговой службы.

Президентский посул

На предстоящую реформу у бизнеса было немало надежд. В своем прошлогоднем послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин призвал прекратить налоговый террор в отношении предпринимателей. Дальнейшее реформирование, а точнее внесение изменений в действующий Налоговый кодекс России, по логике вещей подразумевало выполнение указания, которое дал глава государства. Но все вышло совершенно по-иному.

Предложения Минфина по изменению Налогового кодекса, внесенные в Госдуму, бизнесмены и депутаты назвали ни больше ни меньше как легализацией того самого налогового террора. Кроме того, депутаты обращали внимание на тот факт, что предложения бизнеса Минфин практически проигнорировал. Комитет Госдумы по бюджету и налогам, рекомендуя документ к принятию в первом чтении, дал законопроекту заключение, в котором почти на 20 страницах перечисляются его недостатки.

Тем не менее в первом чтении документ был принят. Главное требование предпринимателей — ограничить проверочную деятельность налоговиков — федеральные власти в результате не выполнили. Новые поправки к Налоговому кодексу, напротив, дают право налоговым инспекциям требовать от налогоплательщиков предоставлять даже те документы, которые не предусмотрены Налоговым кодексом и находятся вне рамок выездной проверки. Более того, в поправках говорится, что список этих документов будет сформирован и утвержден главой Минфина, что фактически означает появление в скором времени двух перечней. Один будет прописан в кодексе, другой — подписан министром финансов. Разумеется, это еще больше расширяет полномочия налоговых инспекций.

В поправках установлено, кроме того, что выездные проверки одного налогоплательщика не могут проводиться более двух раз в течение одного календарного года. Предельный срок проведения такой проверки — два месяца, а для организаций с обособленными подразделениями — три. Но по решению высших инстанций срок проверки бухгалтерской отчетности налогоплательщиков может продлеваться. На фоне этого заявление Федеральной налоговой службы о намерении добиться 100-процентной результативности выездных проверок дало повод предполагать, что теперь инспекторы не имеют право закончить проверку без доначислений — они просто обязаны найти нарушения у всех проверяемых. Кстати, предложение депутатов Госдумы о презумпции добросовестности налогоплательщика тоже принято не было. Чиновников смутило слово «добросовестность».

Интересный поворот

Разумеется, в интересах регионов смягчить последствия нововведений. Поскольку уже сегодня, еще до окончательного принятия решения о поправках, звучат прогнозы о реальном росте масштабов теневой экономики после такого реформирования. Чтобы избежать длительных проверок и дополнительных доначислений, предприниматели будут пользоваться традиционными и новыми схемами ухода от налогового контроля, а значит, и от уплаты налогов (см. материал «Обратная сторона экономики», «Эксперт-Сибирь» № 35 (85) за 19–25 сентября 2005 г.). Регионы в этом случае первыми рискуют потерять налогооблагаемую базу и остаться без налоговых поступлений. По закону отчисления в федеральный бюджет считаются приоритетными.

Вероятно, субъекты Федерации попытаются выстроить собственные программы защиты бизнеса. Пока можно говорить скорее о формальной поддержке предпринимателей, хотя такая работа ведется в каждом регионе. Созданы фонды поддержки предпринимателей, где можно получить минимальный кредит на развитие собственного дела. Проводятся семинары, на которых рассказывается о том, как начать свой бизнес. Упрощаются процедуры оформления частных предприятий. Во всех регионах действуют программы поддержки предпринимательства.

А есть ли у региональных властей возможность выстраивать собственную налоговую политику в отношении предпринимателей? Вот мнение начальника информационно-аналитического отдела межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу Дмитрия Куницына: «Создание стимулов для развития малого предпринимательства невозможно без реализации особой налоговой политики в отношении малого бизнеса. Налоговый кодекс предусматривает два специальных налоговых режима (то есть особого, более простого порядка налогообложения), прежде всего для малого бизнеса. Это упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход (ЕНВД) от определенных видов деятельности, которые заменяют одним налогом совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов».

Предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не ведут бухгалтерский и налоговый учет. Налоговые обязательства определяют в упрощенном порядке по своему выбору либо как 6% от полученной выручки, либо 15% от выручки минус расходы. Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным для налогоплательщика.

В свою очередь единый налог на вмененный доход применяется только в отношении строго определенных видов деятельности, закрытый перечень которых определен Налоговым кодексом Российской Федерации. Это виды, ориентированные на конечного потребителя, расчеты по которым производятся наличными деньгами. «Вмененка» является компромиссным решением, которое, с одной стороны, позволяет в значительной степени упростить налоговый контроль, а с другой — обеспечить приемлемый уровень поступлений. Размер налога в данной системе налогообложения исчисляется исходя из показателей, определяющих доходность: площади магазина, количества работников и т. д.

До 1 января 2006 года конкретный перечень видов деятельности, подлежащих переводу на ЕНВД, устанавливался представительными органами власти субъектов РФ. Также в полномочия региональных властей входило установление корректирующего коэффициента К2 при расчете налога. Этот коэффициент учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности.

С начала текущего года все полномочия в сфере установления единого налога на вмененный доход, определения перечня видов деятельности (в рамках Налогового кодекса РФ) и коэффициента К2 переданы представительным органам власти муниципальных районов, городских округов.

Таким образом, с 1 января 2006 года полномочия региональных властей в сфере налогообложения малого и среднего бизнеса не столь обширны. Представительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе только «предусмотреть возможность использования упрощенной системы налогообложения на основании патента индивидуальными предпринимателями на основании норм ст. 346.25.1 Налогового кодекса».

Получается, что в какой-то степени местные власти могут облегчить жизнь предпринимателям и в сфере налогообложения. Пойдут ли они на такой шаг — другой вопрос. Ведь предоставляемые бизнесу преференции могут дать свои плоды не скоро, а бюджет надо пополнять сейчас.