На российском фондовом рынке 2005 год ассоциируется с бумом первичного размещения акций (IPO) компаний, хотя по меркам развитых рынков число таких предприятий невелико. За год объем рынка IPO составил около 4,52 млрд долларов. Из них на долю зарубежных площадок — London Stock Exchange (LSE) и ее секции для компаний малой капитализации AIM с менее жесткими требованиям к эмитентам — пришлось более 93%. Лидером среди организаторов отечественных размещений стал инвестиционный банк Morgan Stanley, который провел пять IPO объемом почти 2 млрд долларов.
К настоящему времени на IPO вышло более 20 российских компаний, примерно половина из них разместилась в 2005 году. Точное число эмитентов разнится в зависимости от методики подсчета, поскольку некоторые компании, ведущие бизнес в России, выходят на зарубежные рынки как иностранные компании. Например, по такой схеме проходили размещения «ЕвразХолдинга» и «Пятерочки». На внутреннем рынке в прошлом году состоялось лишь три размещения: «Северсталь-Авто», «Лебедянский» и «Пава». Объем привлеченных ими средств составил около 280 млн долларов.
Такой диспаритет обеспокоил Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) и ее главу Олега Вьюгина, дав основания для заявлений, что подобная ситуация неблагоприятна для фондового рынка. Предлагалось даже запретить размещения через юридическое лицо за рубежом. В итоге все вылилось в следующее: ФСФР выпустила ряд решений об изменении условий размещения ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, вступающих в силу в конце января. Новыми правилами ограничена доля акций российского эмитента, которые могут быть размещены за рубежом.
Новые инициативы
Выбор зарубежных рынков эмитенты чаще всего объясняли двумя факторами — возможностью привлечь значительные объемы средств и сложностями отечественного законодательства в сфере регулирования IPO. На решение второй проблемы и направлены новые инициативы ФСФР. Они упрощают процедуру IPO, приводя ее в соответствие с нормами, действующими на развитых фондовых рынках. В частности, теперь есть возможность зачислять размещаемые ценные бумаги на счет организатора размещения, а эмитенту предоставлено право выбирать покупателей (согласно их заявкам о цене акций и объеме приобретаемых бумаг) в ходе проведения IPO. По оценкам экспертов Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) Геннадия Марголита и Дмитрия Ивакина, на российском рынке вполне реально проводить IPO объемом размещения до 500 млн долларов, что достаточно для большинства компаний. По словам заместителя генерального директора ММВБ Валерия Петрова, на другом развивающемся рынке, китайском, наблюдается обратная ситуация: 93% эмитентов размещаются на внутренних площадках. В числе проблем, препятствующих увеличению активности эмитентов, он называет необходимость создания схемы минимизации рисков на российских торговых площадках.
Желание размещаться на Западе может быть связано со стремлением стать международной компанией, не только преследуя чисто финансовые цели, но и заботясь о своей репутации на мировом рынке. Ради этих стратегических плюсов предприятия готовы нести большие затраты (стоимость размещения на западных и российских торговых площадках может различаться в 10 раз). Сроки выхода на IPO на отечественных и зарубежных площадках отличаются примерно вдвое: если подготовка к размещению в России займет от 6 месяцев, то для выхода на западную биржу потребуется не менее года.
Принципиальных трудностей на внутреннем рынке IPO в 2005 году не было: существовавшие сложности, связанные с отечественным законодательством, компании-эмитенты давно научились обходить. Наблюдался рекордный рост индексов отечественных бирж — ММВБ и РТС. Значение последнего в 2006 году достигло очередной рекордной отметки, превысив 1 300 пунктов. Это говорит о том, что стоимость компаний растет и новые эмитенты имеют возможность привлекать значительно большие средства. Объем торгов и капитализация отечественного фондового рынка по отношению к валовому национальному продукту позволяют сделать вывод, что по этим показателям отечественный рынок не уступает рынкам других развивающихся стран.
Поэтому заявления о планах по выходу на IPO, которые несколько лет назад озвучивались один–два раза в месяц, теперь сыплются чуть ли не каждый день. По различным оценкам, о грядущем IPO заявили от 50 до 100 отечественных компаний. Как показывает зарубежная, да и постепенно формирующаяся российская практика, далеко не все предприятия, объявившие о своих планах, действительно доходят до IPO. Связано зачастую это не с резким ухудшением финансового состояния или прекращением существования компании, а с тем, что ее руководство приходит к выводу: выход на IPO не способен существенно повлиять на темпы роста финансовых показателей, так что особой необходимости прибегать к нему как источнику привлечения средств нет.
На старт, внимание, марш!
Основных причин резкого роста числа публичного предложения акций две. Первая — общее повышение прозрачности российских компаний, к которой они шли достаточно долгое время. Вторая — рост капитализации отечественного фондового рынка и стоимости акций предприятий.
Основных причин резкого роста числа IPO две. Первая — общее повышение прозрачности российских компаний. Вторая — рост капитализации отечественного фондового рынка
Что же требуется от компании, вознамерившейся выйти на фондовый рынок? После того, как решение о публичном размещении акций принято, наступает этап выбора организатора, которым выступает инвестиционная компания (ИК). Это может быть ИК, с которой эмитент сотрудничал ранее, например при выпуске векселей или облигаций, либо выбранная в ходе конкурса, если у эмитента отсутствует публичная кредитная история. Так, по словам директора по экономике и финансам компании «Пава» Алевтины Томской, выбор организатора проходил в процессе неформального конкурса: «В его ходе мы получили предложения от ряда инвестиционных компаний. Финансовые условия у всех оказались схожими, и организатора компания выбирала, ориентируясь на качественные характеристики».
При выходе на международные финансовые рынки в качестве организатора или соорганизатора обычно выступает крупная зарубежная компания: ей проще найти заинтересованных инвесторов. Компании, выходящие на IPO, зачастую понимают, что помимо общих обязательных требований к прозрачности эмитента, инвесторы ценят дополнительные преимущества. Таковыми могут стать наличие рейтинга качества корпоративного управления или высокий рейтинг прозрачности компании от Standard & Poor`s (S&P). Рейтинг качества корпоративного управления S&P пока присвоен лишь небольшому числу отечественных компаний. Сейчас возможность его получения рассматривает, например, ОАО «Сибакадембанк» (Новосибирск) — об этом сообщил заместитель генерального директора банка Илья Мительман. Для непубличной компании этот рейтинг не имеет принципиального значения — отчасти именно этим можно объяснить слабую активность компаний в его получении.
Еще одно условие, способствующее успешному размещению, — наличие заключения независимого аудитора, желательно из компаний «большой четверки» (Deloitte Touche, Ernst&Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers), об отчетности компании. Это повышает уровень доверия к эмитенту и положительно влияет на репутацию и уровень прозрачности. По словам вице-президента по экономике и финансам холдинговой компании «Сибирский цемент» Сергея Храпунова, в 2006 году параллельно с подготовкой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности для ее проверки планируется привлечь независимую аудиторскую компанию. Сам выход на IPO состоится не ранее 2007 года.
Схожие планы и у компании «Белон». По словам ее директора Андрея Доброва, компания уже готова к проведению IPO на внутреннем рынке, но хочет выводить свои акции на зарубежный фондовый рынок. Для этого предполагается получить корпоративный рейтинг от международной компании. Время выхода на фондовый рынок будет зависеть от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Пока предполагается, что IPO состоится не позже 2008 года.
Выходя на IPO, компании обычно преследуют несколько целей. Среди них — привлечение капитала для финансирования бизнеса, приобретение публичности и определение рыночной стоимости предприятия. Далеко не все фирмы планируют выход, так как понимают, что достичь стратегических целей можно и без этой процедуры. Так, компания «Топ-книга», недавно вышедшая на рынок с облигационным займом, не стремится к IPO как к конечной цели развития. «На сегодня наша стратегическая цель — увеличение доли рынка с 8–9% до 15–20% к 2008 году, — говорит начальник отдела по связям с общественностью компании Лариса Рогозина. — При выпуске облигаций мы преследовали цели привлечения «длинных» денег, поэтому взяли кредит на три года. После погашения облигационного займа перспектива выхода на IPO будет зависеть от конъюнктуры рынка».
Выходят словно павы
Из сибирских компаний на IPO вышли пока только две — «Иркут» и «Пава». Итоги обоих размещений признаны успешными: «Иркуту», помимо привлечения капитала, удалось выработать схему проведения IPO, позволяющую разместить акции сразу после регистрации новой эмиссии, а не по истечении 60 дней, как того требовало законодательство. Пример компании «Пава» интересен тем, что на момент выхода на фондовый рынок у нее отсутствовала публичная кредитная история, тем не менее акции были успешно размещены на двух российских торговых площадках.
Сейчас «Пава» не собирается останавливаться на достигнутом. «В наших планах — выход на AIM в Лондоне, — говорит Алевтина Томская. — Плюсами этой площадки мы считаем упрощенный порядок листинга, большое число потенциальных инвесторов и высокую ликвидность рынка».
В то же время некоторые компании, публикации о намерениях которых осуществить первичное размещение акций появлялись в СМИ, опровергли наличие таких планов в официальной стратегии развития компании. Так, в Сибирской хлебной корпорации и «Кузбассразрезугле» сообщили, что пока не планируют размещать свои акции на фондовых рынках.
Рынок IPO находится на этапе формирования, но у компаний есть все возможности для предложения своих акций как на отечественных, так и на зарубежных площадках. Возникший у компаний интерес к IPO обусловлен фундаментальными причинами, и есть все основания для его сохранения.