Интриги, которых нет

30 января 2006, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Почему, несмотря на понимание всеми заинтересованными сторонами необходимости принятия нового закона о недрах, так долго тянется его обсуждение в Государственной Думе? Когда при помощи очередной поправки из закона вычистили пресловутое право «двух ключей», лишив регионы влияния на распределение прав разработки участков недр, лидеры субъектов Федерации говорили, что дело тут не обошлось без лоббирования крупными монополистами своих интересов в угольной, нефтяной промышленности и в сфере добычи драгоценных металлов.

Так это или нет — точно неизвестно. По крайней мере, официальной информации на эту тему нет. Но вот сегодняшнее затягивание принятия нового закона «О недрах» на такое лоббирование очень похоже. Предлагаемые изменения в законодательстве фактически отстраняют иностранные компании от пользования российскими недрами. Чтобы получить право на разработку в результате аукциона и добывать полезные ископаемые в России, иностранцы должны сначала зарегистрировать здесь полноценную дочернюю структуру. Это приведет к приоритетному распределению недр между отечественными добывающими предприятиями.

Очень усилятся, например, позиции ГМК «Норильский никель» в намечаемом на ближайшие два года аукционе по золоторудному месторождению Сухой Лог в Иркутской области. Конкуренцию ему там могли составить только нерезиденты. Теперь их к участию вряд ли допустят. Шаткие позиции приобретут в случае принятия нового закона иностранные компании, занимающиеся в России добычей стратегически важных ресурсов. Неслучайно весной прошлого года глава British Petroleum Джон Браун встревожился обсуждаемыми на уровне правительства РФ новыми правилами игры для зарубежных добывающих компаний (ТНК-ВР владеет Ковыктинским газоконденсатным месторождением). В апреле он добился визита в Кремль и во время встречи с Президентом РФ Владимиром Путиным получил заверения, что ранее выданные лицензии, которыми на данный момент уже владеет компания BP, отозваны не будут.

Понятно, что зарубежные добывающие компании готовы затягивать принятие неудобного им закона всевозможными способами. Но каким бы увлекательным занятием ни был поиск «руки иностранного капитала», активно влияющего на политические процессы в нашем государстве, в действительности все, наверное, гораздо проще.

По большому счету, для того чтобы осуществить какой-либо значимый проект, в России всегда требуется одобрение центра. Поэтому ввязываться в сомнительную борьбу против принятия нового закона иностранцам по большому счету ни к чему, ведь и сейчас существует неофициальный механизм перераспределения лицензий — через скупку акций компаний, владеющих правами на разработку участков недр. А новый законопроект и вовсе разрешает оборот прав на пользование недрами. Так что российские компании после покупки месторождения могут спокойно перепродать его иностранцам — конечно, за гораздо большие деньги. По всей видимости, правительство хочет всего лишь учесть как можно больше нестыковок, выявленных уже на стадии внесения законопроекта в Госдуму. Так, еще в ноябре прошлого года Дума отложила первое чтение закона «О недрах» по просьбе министра природных ресурсов Юрия Трутнева, который посчитал, что статья с разъяснением критериев оценки стратегических месторождений должна присутствовать в тексте закона уже при принятии в первом чтении, а не вноситься в качестве поправок.

Хотелось бы, чтобы таким же образом, а не в виде поправок постфактум, была внесена в новый закон и возможность введения гибкой системы налогообложения. Снижение или полное избавление добывающих компаний от налога на добавленную стоимость на первом этапе освоения могло бы ускорить разработку ресурсов углеводородного сырья Восточной Сибири, стимулировать разведку и введение в хозяйственный оборот новых месторождений.

Добыча природных ресурсов остается самым доходным бизнесом в России. И принятие нового закона «О недрах», безусловно, необходимо. В первую очередь потому, что внесет элемент большей управляемости, понятности правил игры для недропользователей.