Дегустация кредиток

В 2005 году рынок пластиковых карт Сибири показал экстенсивный рост. Значительное увеличение их количества в обращении и объема совершенных по ним операций не изменило структуру использования карт клиентами: самой частой операцией по-прежнему остается обналичивание.

Приобщение к «пластику»

Количество выпущенных карт в Сибири за 9 месяцев 2005 года выросло на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 4,7 млн. Доля от общероссийской эмиссии изменилась: 10% в этом году против 11,4% в прошлом. Объем операций по банковским картам за 9 месяцев 2005 года составил 238,7 млрд рублей (11,5% от объема операций в целом по России), что на 57% выше аналогичного показателя в прошлом году. Очевидно, что эта величина зависит от количества карт в обращении, поэтому с учетом роста их выпуска увеличение объема операций в пересчете на одну карту в 2005 году составило 19% по сравнению с 2004-м.

Доля операций по оплате товаров и услуг (эквайринг) в общем объеме операций по картам за отчетный период сократилась — с 3,7% в 2004 году до 3,1% в 2005-м. Таким образом, бурного развития эквайринга не произошло, а некоторое увеличение числа расчетных операций в отдельных регионах (Новосибирская область, Алтайский край) компенсировалось снижением в остальных. Такая ситуация объясняется тем, что количество карт в обращении выросло повсеместно, а подкрепить этот рост увеличением числа терминалов в магазинах удалось не везде. Почти все карточки использовались исключительно для обналичивания зарплаты.

Приобщение населения к массовому использованию «пластика» при расчетах оказалось более длительным и сложным, чем можно было предположить, поэтому, стремясь к получению большей прибыли, банки находят новые механизмы работы с клиентами. Так, с недавнего времени они начали выпуск кредитных карт.

Тонкости терминологии

Сейчас в России банками выдаются три вида пластиковых карт, которые могут считаться кредитными. Первую группу составляют разовые, которые выдаются клиенту в магазине на приобретение определенных товаров или услуг. Второй вид — обычные пластиковые карты, выдаваемые по зарплатным проектам или по депозитам, на которых предусмотрена возможность получения овердрафта. Третья группа — кредитки в их классическом понимании.

Если с первой группой затруднений не возникает, и все участники рынка признают, что такой вид займа похож на потребительский кредит, выдаваемый в безналичной форме, то различение овердрафтных и собственно кредитных карт вызывает сложности. В России овердрафтной считается карта, на которую банк зачисляет средства по запросу владельца, и при поступлении денег на счет перерасход по ним с учетом процентов начисляется автоматически. Кредитной у нас принято называть карту, на которой изначально лежат средства банка. В западной практике кредитные карты характеризуются и наличием собственных средств на счете, и установленным кредитным лимитом, и возможностью овердрафта на перерасход суммы собственных средств и лимита.

Москва наступает

Направление кредитных карт в первую очередь развивают либо банки, которые не участвовали в разделе рынка экспресс-кредитования (например МДМ-Банк), либо те, которые занимают на нем существенную долю («Банк Русский Стандарт»). Такая ситуация объясняется тем, что первая категория банков пытается конкурировать со второй, предлагая более удобный для клиента продукт, а банки из второй группы стремятся сохранить добросовестных плательщиков.

В Сибири выдачу кредитных карт в большинстве случаев осуществляют филиалы столичных банков и «дочек» иностранных. Так, в Новосибирске суммарная доля первых и вторых составляет 82% от общего количества банков, выдающих кредитки. Причина такого доминирования в том, что рынок кредитных карт изначально рассчитан на узкий круг клиентов, и у филиалов есть опыт использования механизмов по их привлечению. «Расширение линейки кредитных продуктов объясняется разными потребностями клиентов, — отмечает менеджер по работе с VIP-клиентами Новосибирского филиала Банка Москвы Артем Квашнин. — Кредитные карты интересны людям, не имеющим острой необходимости в деньгах, но желающим иметь возможность в любое время получить заем. Поиск и удовлетворение потребностей таких клиентов приносит банку прибыль».

Важным событием на банковском рынке стало вступление в силу в начале 2005 года законодательных поправок, позволяющих банкам вводить льготный период кредитования (grace period), в течение которого проценты с клиента вообще не взимаются. От этого нововведения выигрывают не только клиенты, что очевидно, но и сами банки. Объясняет директор по розничному бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Марина Кокоулина: «Любые финансовые услуги, предлагаемые банками, четко просчитаны и имеют коммерческую основу. В любом случае, когда клиент приходит в банк, он получает дополнительную информацию о других услугах и выстраивает дальнейшие взаимоотношения с финансовой структурой. Не нужно забывать и о плате за пользование кредитной картой».

До недавнего времени в Сибири выдавались кредитные карты только двух платежных систем: VISA и MasterCard. И хотя эти системы пользуются наибольшей популярностью в мире, у нас рассчитаться за покупку с их помощью удается не часто. Отсутствие требуемого числа терминалов в магазинах приводит к необходимости обналичивания, а это, в свою очередь, дополнительные расходы для клиента.

Учитывая этот недостаток, в Новосибирске с сентября 2005 года выпуском кредитных карт платежной системы «Золотая корона» занялся «Сибакадембанк» (программа «Мастер-кредит»). А в Красноярске с прошлого года начал кредитовать население по этим картам Енисейский Объединенный Банк. Это первый опыт выхода региональных банков на рынок кредиток.

Тактика эмитентов

Стратегии, с помощью которых банки находят пользователей кредитного «пластика», можно разделить на четыре группы. Первая — сведение к минимуму количества документов и времени, необходимого для получения кредитной карты. Такой «агрессивной» стратегии в Сибири придерживаются «Банк Русский Стандарт» и Дельтабанк. Как следствие, ставки по таким картам достаточно высоки — 29% и 28% соответственно. В России именно этим двум банкам принадлежит существенная доля на рынке эмиссии кредитных карт — около 35%.

Второй механизм привлечения потенциальных заемщиков по кредитке можно назвать умеренным. Его суть в том, что банки стараются свести риск невозврата к разумному минимуму, поэтому количество предъявляемых документов увеличивается, но ставки по таким кредитам снижаются и составляют в среднем 21–23%. Так работают Русский банк развития и Банк Москвы.

Следующая стратегия подразумевает, что банк кредитует клиентов, которые зарекомендовали себя как добросовестные плательщики при использовании потребительских займов, либо уверенность в их платежеспособности объясняется присутствием компании-работодателя в «белом списке» банка. Перечень документов в этом случае сравнительно небольшой, ставки также относительно невысоки (22–23%). В регионе такой стратегии придерживается МДМ-Банк, отчасти «Банк Русский Стандарт» и Альфа-Банк. Эти банки активно работают с экспресс-кредитами в розничных сетях, поэтому у них есть кредитные истории заемщиков.

Наконец, последний способ привлечения клиентов к использованию кредитных карт характеризуется как пассивный и подразумевает работу с клиентами, имеющими высокий доход, или уже установившиеся партнерские отношения с банком. Ставка по кредиту в этом случае — 18–19% годовых. Пример — сибирский филиал Райффайзенбанка.

Иметь или не иметь

С точки зрения потребителя использование кредиток имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам можно отнести возможность получать ссуду неограниченное количество раз. Это в свою очередь означает, что не нужно каждый раз оформлять кредитную заявку, предоставлять большое количество документов и ждать решения банка. К тому же такая схема является формой долгосрочного сотрудничества с банком, в связи с чем повышается прозрачность расчета реальных ставок и начисления других комиссий. Кредитные карты, в отличие от экспресс-кредитов, не привязаны к конкретным товарам, и заемщик сам решает, когда и сколько ему потратить. К тому же деньги можно снимать по мере необходимости и в любом объеме, не превышающем установленный лимит, причем проценты начисляются только на снятую с карты сумму. Не стоит забывать и про уже упоминавшийся льготный период кредитования. Правда, его предлагают только шесть банков, эмитирующих кредитные карты в регионе. Наибольший — 60 дней — предоставляет Альфа-Банк.

Теперь о минусах. При первом обращении за кредитной картой оформлять документы все-таки придется, а требования банков (в зависимости от выбранной стратегии привлечения клиентов) для ее получения могут быть более жесткими, чем для обычного потребительского кредита. Другой недостаток — ограниченный кредитный лимит, расчет которого ведется сотрудниками банка на основе документов, предоставленных в кредитной заявке. При невысоком заработке рассчитывать на большую сумму лимита не приходится (например, для зарплаты, эквивалетной 250 долларам, лимит в некоторых банках составляет 750–800 долларов), а если сумма дохода увеличится, то для корректировки лимита придется повторно обращаться в банк с заявлением.

Кроме того, обладание кредиткой требует дополнительных расходов на ее обслуживание и обналичивание денег (в Сибири обслуживание самой простой кредитной карты VISA или MasterCard обходится в среднем в 35 долларов в год). Некоторые банки ограничивают сумму, которую можно единовременно снять с карты. Кроме того, за просрочку платежа устанавливаются штрафы. По словам члена правления, руководителя дирекции обслуживания физических лиц Сибирского филиала Райффайзенбанка Александра Колошенко, «большинство банков Западной Европы получают доход при выдаче кредитных карт не от процентов, а в виде комиссий и штрафов».

Дальнейшее развитие рынка кредитных карт будет зависеть от готовности заемщиков использовать этот новый инструмент безналичных расчетов, к которым в Сибири сформировалось несколько предвзятое отношение. Так что банкам придется потрудиться, чтобы доказать клиентам выгодность этого способа кредитования. Вероятно, скоро помимо собственно займа по кредитке можно будет получить скидки в магазинах, дополнительные карты для близких в подарок, участвовать в розыгрышах призов. Несомненно, существенно ускорит использование населением кредитных карт и развитие эквайринга.