Cразу после сильнейших ураганов 2005 года, завидев приближение кризиса на рынке нефтепродуктов, правительство США без раздумий вложило 52 млрд долларов в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Теперь прибыль от выпуска нефтепродуктов в два раза превышает прибыль от экспорта нефти, а стоимость литра бензина сравнима с ценами на российских бензоколонках.
Вот и нам бы так. Ан нет. Правительство, обеспокоенное наполнением Стабилизационного фонда, не желает выделять из профицитного бюджета средства на модернизацию нефтепереработки. Нефтяники опасаются крупных финансовых вливаний из-за нестабильной рыночной ситуации. Зарубежные инвесторы не торопятся вкладывать деньги в отрасль с таким высоким налоговым прессом. Такое ощущение, что ни государству, ни крупному бизнесу нет дела до затянувшегося на несколько лет бензинового кризиса. Мораторий на повышение розничных цен на топливо вряд ли можно назвать действенной мерой, которая способна оказать положительное влияние на отрасль в целом. Единичные случаи модернизации, например на Омском НПЗ, реконструированном «Сибнефтью», тоже общей картины не меняют. В целом глубина переработки нефти и доля выхода светлых нефтепродуктов оставляют желать лучшего. И какими бы бездонными ни были наши недра и динамичным рост добычи нефти, без модернизации будет больше мазута, но не бензина.
Ну не мытьем, так катаньем: продолжая складывать деньги в копилку, но все же чувствуя ответственность за происходящее, государство мало-помалу начало применять хоть какие-то меры для стимулирования развития отрасли. Наконец-то с мертвой точки сдвинулась ситуация со ставками акцизов на моторное топливо. В задумке — дифференциация акцизов: более низкие — для топлива хорошего качества и повышенные — для низкого. Это стимулирует рост производства более качественного бензина. Нефтяные компании начнут вкладывать в модернизацию перерабатывающих мощностей, следовательно, на рынке не только появятся большие объемы первосортного продукта, но и увеличится доля совокупного предложения. Исчезнет дефицит, и рынок станет более сбалансированным, возрастет конкуренция и появится мотивация к повышению прибыльности путем минимизации издержек, а не завышения цен. Но это пока только в перспективе. Для начала необходимо четко разграничить стандарты качества. 30 декабря 2005 года на рассмотрение правительства РФ внесен технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горючесмазочным материалам». Он определяет требования к показателям экологической безопасности, соответствующим европейским нормам (Евро-2, Евро-4) на всех стадиях производства и реализации нефтепродуктов. После вступления в силу регламента будет запрещено производить бензин ниже Аи-92 (соответствует Евро-2). Нормативный акт должен пройти все стадии рассмотрения и утверждения к началу 2007 года.
Одновременно с модернизацией переработки и производства топлива нужно обеспечить и переход на новый уровень техники, которая это топливо потребляет. Иначе ожидаемый спрос так и не появится. На сегодня в России большинство двигателей автомобилей соответствуют нормам Евро-2 и ниже. По логике, необходимо вводить более жесткие требования к двигателям внутреннего сгорания. В октябре 2005 года правительство РФ уже утвердило технический регламент относительно требований к выбросам машин, выпускаемых в обращение на территории РФ. Он предусматривает введение с апреля 2006 года для всех двигателей нормы Евро-2, с января 2008-го — Евро-3 и с 2010 года — Евро-4. Естественно, что регламент касается производства новой техники. Евро-2 — это больше формальность, первый тревожный звонок для производителей автомобилей. Для перехода на этот уровень не требуется кардинальной перестройки технологических циклов и колоссальных финансовых вливаний. А вот внедрение требований Евро-3, Евро-4 может уже серьезно ударить по отечественному автопрому. Немаловажным является региональный фактор. Например, в Сибири внедрение стандарта Евро-3 через 2–3 года неизбежно приведет к повышенной социальной напряженности.
Крупные вложения в нефтянку пойдут, когда промышленники будут уверены в стабильности своего бизнеса. Для пущей уверенности они, пока суд да дело, рвут на части мелкий и средний топливный бизнес, пытаются всеми силами закрыть все входы и выходы на рынок для независимых трейдеров нефтепродуктов.