В субботу, 4 марта, жители России протестовали. Лейтмотивом выступления стало очередное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По данным МВД, в акции протеста приняли участие 125,5 тыс. человек, по информации организаторов, — более 800 тыс. Самым многочисленным, до 5 тыс. человек, был митинг в Москве. В Омске — 4 тыс., Барнауле — около 3 тыс., в Красноярске — 2,5 тыс. В Новосибирске насчитали 2 тыс. протестующих, в Чите — 800 человек.
Официальным организатором всероссийского протеста выступила КПРФ. Вместе с ней свое отношение к нынешнему положению дел в жилищно-коммунальной сфере высказали около 30 политических партий и общественных объединений. Наиболее активными участниками митингов по традиции стали пенсионеры. Едва ли не впервые плакаты и речи содержали требования отставки действующего Президента России, митингующие говорили о политическом недоверии партии власти — «Единой России». Досталось и властям субъектов Федерации.
Ровно год назад, 1 марта 2005 года, в России вступил в силу Жилищный кодекс, который активней всех поддерживало действующее правительство и партия власти. Новый кодекс предусматривал постепенное повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2006 году каждый из нас должен был оплачивать услуги на все 100%. Федеральная служба по тарифам, чтобы не шокировать население и не доводить до протестных настроений, рекомендовала границу максимального повышения тарифов ЖКХ в пределах 20%. Но поскольку каждое повышение цен или тарифов на услуги — момент политический, большинство региональных властей стремились придерживаться минимальных изменений стоимости услуг ЖКХ.
За год в целом по России рост коммунальных расценок составил 32,7%. С наступлением нового года региональные власти, столкнувшись с необходимостью 100-процентной оплаты со стороны населения, согласно нормам нового Жилищного кодекса, вынуждены были пойти на достаточно резкое изменение тарифов. В некоторых регионах этот шаг был похож на шоковую терапию. Стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства в отдельных регионах выросла сразу на 25–30%. Власти половины субъектов Федерации специально обращались в Федеральную службу по тарифам с просьбой позволить им превысить установленный 20–процентый порог роста коммунальных тарифов. Многие из них получили на это разрешение. Например, Красноярский край накануне всероссийской акции протеста принял решение о повышении тарифов на 29,5%. Но даже с учетом этого повышения, прокомментировали свой шаг в администрации, население оплачивает услуги ЖКХ только на 90%. То есть жителям края стоит ожидать еще одной волны тарифного роста.
Между тем статистика, которую накануне акции привел министр регионального развития России Владимир Яковлев, свидетельствует о росте числа граждан, неспособных оплачивать услуги ЖКХ. Общий долг перед жилищно-коммунальным хозяйством сегодня составляет 365 млрд рублей, из них около 70 млрд, то есть около 20%, приходится на население. Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, комментируя это соотношение, заметил: «70 млрд рублей — это очень большая доля. Население не может справиться с такой суммой. Обычно около 10% всей задолженности принадлежит населению, а тут почти 20%. Это говорит о том, что тарифы превышают объективные возможности людей. Ведь на самом деле население — это самый дисциплинированный плательщик».
Скорее всего, как и в прошлом году, и президент, и правительство обратят внимание на выступления, организованные коммунистами, хотя пока никаких заявлений не последовало. Но слова «разобраться» и «принять меры» прозвучат обязательно. А дальше все пойдет своим чередом. Закон принят, начал действовать. Рассчитываться за все придется, конечно, региональной власти. Возмущенные федеральным решением люди митинговали именно под ее окнами, да и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг тоже ложатся на плечи регионов. В том же Красноярском крае сегодня говорят, что в этом году за помощью к властям обратится половина жителей края.