Пролетные деньги

3 апреля 2006, 00:00
  Сибирь

Воздушное пространство над Сибирью стало камнем преткновения в отношениях между Россией и Европейским союзом (ЕС) по вопросам вступления во Всемирную торговую организацию

Европейский союз в жесткой форме требует предоставить поэтапный график отмены сборов за пролет воздушных судов иностранных авиаперевозчиков по транссибирским маршрутам из расчета снижения суммы на 15% ежегодно. Ранее предполагалось отменить сборы «за воздух» в 2013 году. Цена вопроса — расторжение согласительного протокола между ЕС и Россией по ее вступлению во Всемирную торговую организацию.

Практика сбора «пролетных денег» сложилась еще в советские времена, когда иностранные авиаперевозчики использовали в полетах по маршруту «Европа-Азия» Москву как трансферный узел, отбивая тем самым пассажиров у «Аэрофлота». С появлением дальнемагистральных лайнеров необходимость в посадке в Москве отпала, но сборы отменять никто не стал, и ежегодно Россия сейчас получает от 250 до 400 млн долларов. Средства между собой делят ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» и федеральные структуры, в частности, Росавиация.

Разговоры об отмене выплат ведутся в течение последних четырех лет. В 2003 году Россия подписала с ЕС протокол о присоединении России к ВТО. Тогда правительство взяло на себя обязательство отменить так называемые компенсационные сборы, которые платят иностранные авиаперевозчики за транссибирские перелеты. При этом российская сторона должна была предоставить в Евросоюз график отмены выплат, но, как выяснилось, этот документ не подготовлен до сих пор. Зато Европейский парламент еще в январе 2006 года подготовил другой документ — доклад относительно будущего всестороннего соглашения по воздушным перевозкам с Россией. В нем указано, что соглашение не будет подписано до тех пор, пока Россия не выполнит свои обещания. Кстати, депутаты Европарламента отметили, что взимаемые российскими властями платежи используются не по назначению. При подписании протокола предполагалось, что средства пойдут на модернизацию авиадиспетчерских систем. На самом деле, как сообщили в Минтрансе, деньги идут на обновление воздушного парка российских авиакомпаний. Правда, далеко не всех. К примеру, авиакомпания «Сибирь» не входит в число авиаперевозчиков, которые получают эти платежи. Не направляются средства и на обновление аэронавигационного оборудования в Сибири — за это перевозчики платят отдельно. То есть фактически сибирским регионам от того, взимается ли плата с иностранных компаний или нет, не тепло и не холодно.

Сейчас выплаты осуществляют порядка 20 иностранных авиакомпаний (как европейских, так и азиатских), которые работают на маршрутах между городами Европы и Азии.

«Мы вынуждены платить по той причине, что пролеты над Российской Федерацией для глобальной авиакомпании неизбежны, — сообщил маркетинг-директор Lufthansa German Airlines по Российской Федерации Рене Коинцак. — Lufthansa всегда следует законам и предписаниям страны, с которой сотрудничает. Россия де-факто продает свое выгодное географическое положение, в Европе такой практики нет. Мы надеемся, что данный вопрос будет решаться на межправительственном уровне и найдет разрешение, позитивное для всех сторон».

Между тем, как прокомментировали в Минтрансе, плата за транссибирские перелеты не является роялти. Это система коммерческих отношений, учитывающая баланс интересов хозяйствующих субъектов в лице назначенных перевозчиков. Сейчас министерство готовит проект предложения по модернизации транссибирских платежей с учетом интересов российских и иностранных авиаперевозчиков, осуществляющих перелеты над Сибирью. С этими предложениями Россия планирует уговорить Евросоюз оставить за собой право получать деньги с иностранных перевозчиков как и оговаривалось ранее — вплоть до 2013 года.