Чур меня!

В России страхование от несчастных случаев развито гораздо слабее, чем на Западе. Тем не менее участники рынка наблюдают оживление в этом сегменте

По данным Федеральной службы страхового надзора, страховые сборы в России в 2005 году составили 490,6 млрд рублей, прирост по сравнению с прошлым годом — всего 4%. Учитывая инфляцию, можно говорить, что на рынке мертвый сезон. Тем более что один из основных индикаторов развития рынка — доля страхования в ВВП страны — в последние годы застрял на отметке менее 3%.

Сибирский регион куда более динамичен. Прирост взносов по страхованию, за исключением обязательного медицинского страхования (ОМС), составил 15,6%, с учетом ОМС — 25,8%. Прирост премий в сегменте добровольного страхования, которые выросли с 16,3 до 19,3 млрд рублей, менее заметен — 18,4%.

Соотношение страховых выплат и премий по добровольным видам страхования на сибирском рынке по сравнению с 2004 годом не изменилось и выглядит как 2:5.

Несчастное страхование

Рынок страхования от несчастных случаев и болезней в России пока отстает от других видов страхования. По словам руководителя группы экспертов страховой секции комитета по финансовым рынкам и денежного обращения Совета Федерации Алексея Зубакова, страхование от несчастных случаев составляет всего порядка 2–3% от общего страхового рынка. Среди компаний, приславших анкеты для участия в рейтинге, доля страхования от несчастных случаев и болезней в добровольном страховании — 7%, прирост премий по сравнению с 2004 годом составил лишь 6,8%.

Факт, что этот вид страхования развит слабее чем, скажем, в Европе, вполне объясним. У населения низка культура страхования, многие считают, что вероятность травматических происшествий крайне мала. «Услуги по страхованию от несчастных случаев в Кемеровской области востребованы явно недостаточно. Люди суеверны, думают: вдруг заключу договор и накличу несчастье», — рассказывает директор по страхованию компании «БАСК» (Белово) Ольга Бутковская. К тому же самим страховым компаниям не всегда выгодно делать ставки именно на этот вид услуг, поскольку при небольшом портфеле они убыточны. По статистике, чтобы оправдать страховку одного человека, требуется заключить договоры с тридцатью.

Тем не менее в последнее время на рынке страхования от несчастных случаев заметно некоторое оживление. Со стороны населения спрос растет, в том числе за счет развития различных программ кредитования физических лиц, например ипотеки. Индивидуальные договоры чаще заключают родители несовершеннолетних детей (особенно на время проведения спортивных соревнований, отдыха), спортсмены, водители, заемщики кредитных учреждений, шахтеры, охранники, экспедиторы.

Активный спрос формируют предприятия, которые заключают программы коллективного страхования своих сотрудников. В отраслевой структуре корпоративного страхования от несчастных случаев львиная доля принадлежит крупным промышленным предприятиям, частным охранным компаниям, организациям, связанным с повышенным риском (службы спасения, авиационные предприятия). В качестве примера крупнейшего договора по страхованию от несчастных случаев в Сибири в ушедшем году можно привести договор Губернской страховой компании Кузбасса с компанией «Южкузбассуголь». Страховая сумма составила 1,365 млрд, взнос — 9,3 млн рублей.

«В 2005 году было заключено более 20 тысяч договоров страхования от несчастных случаев. Заинтересованность клиентов растет с каждым годом, причем это вызвано как активностью со стороны страховых компаний (увеличивается количество страховых продуктов, эффективнее работают агенты), так и изменением отношения населения к страхованию в лучшую сторону», — отмечает специалист по маркетингу кемеровской компании «ЖАСО-М» Дина Старовойтова.

Выбираем риски

Чтобы оставаться на рынке и получать прибыль, страховые компании нашли выход в создании комплексных продуктов — полисов, которые покрывают среднестатистические риски. Так, в ряде компаний разрабатываются два типа программ страхования: пакетное страхование, предназначенное для типовых рисков, и индивидуальное. Первые продукты выгодно отличаются быстрым оформлением полиса (как правило, 10–15 минут), небольшим комплектом необходимой документации. «Основные риски, включенные в продукты линейки «Талисман», — травма, заболевание, инвалидность, смерть. Полисы сформированы так, что либо включают полный пакет рисков, либо предоставляют страхователю возможность выбрать один–два риска», — комментирует начальник отдела личного страхования Филиала «РГС-Сибирь»–«Управление по Новосибирской области» Анна Киселева.

Индивидуальное страхование от несчастных случаев более чувствительно к запросам клиентов. «Оно предусматривает нетиповые риски, такие как смерть в результате естественных причин, постоянная полная потеря профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая или естественных причин, постоянная полная потеря общей трудоспособности в результате естественных причин, временная потеря трудоспособности в результате несчастного случая, потеря конечности или глаза в результате несчастного случая», — говорит главный риск-менеджер управления страхования физических лиц «РОСНО» Сергей Якунин. Но этот вид страхования у клиентов в меньшем почете. В «РОСНО» пакетное страхование составляет около 80% договоров страхования от несчастных случаев физических лиц.

Некоторые компании разрабатывают в рамках страхования от несчастных случаев более специфичные продукты. Так, страховая компания Prime Insurance (Москва) в конце 2005 года запустила программу сезонного зимнего страхования от обморожения. «Погодные условия нынешней зимой только подтвердили наши предположения о потенциале такого вида страхования. В период холодов в январе–феврале 2006 года нами было заключено порядка 120 договоров по программе сезонного зимнего страхования», — комментирует появление нового продукта президент страхового холдинга Prime Insurance Никита Исаев.

Компромисс между тарифами и выплатами

Ключевой момент при приобретении полиса: сколько денег страхователь заплатит за полис и какое возмещение получит при наступлении страхового случая.

Страховой тариф колеблется в зависимости от набора рисков. Естественно, полис шахтера или альпиниста стоит дороже, чем полис работника офиса. Но в первом случае и выплаты будут больше. Некоторые договоры страхования предусматривают франшизу, которая влияет и на тариф, и на выплаты по договору. Под ней подразумевается часть убытков застрахованного лица, которая не подлежит возмещению страховщиком. В договорах страхования от несчастного случая чаще всего устанавливается не денежная, а временная франшиза. Согласно такому договору, несколько первых дней больничного листа страховщиком не оплачиваются. Травмы, которые не наносят существенного ущерба здоровью — порезы, небольшие ушибы, — не подлежат возмещению.

Выгоды включения в договор франшизы для страховщика очевидны. Она позволяет не только свести к минимуму мелкие убытки и расходы на их урегулирование, но и помогает дисциплинировать клиентов.

Плюсы для страхователей тоже, как убеждают нас страховщики, имеются: при применении франшизы страхователь получает скидку со страхового тарифа. При возникновении незначительных убытков клиент не обременяет себя сбором документации для получения компенсации. Но, как показывает статистика, полисы без франшиз более популярны, на них приходится 80–85% договоров по всем видам страхования. Сотрудники страховой компании должны предупреждать о наличии франшизы в договоре, но это делается не всегда, поэтому клиенту нужно внимательно смотреть договор.

Страховые суммы по договорам страхования от несчастных случаев и болезней обычно не слишком велики. По мнению участников нашего опроса, средняя страховая сумма по данному виду страхования, заключаемому населением, составляет 20–50 тыс. рублей. Максимальную выплату в 2005 году в Сибири в размере 855 тыс. рублей совершила Московская страховая компания (в результате травмы клиент получил инвалидность II группы), но обычно выплаты существенно меньше.

При урегулировании убытков в страховании от несчастных случаев возможны проблемы из-за позднего обращения клиента за страховой выплатой, что не позволяет провести страховщику качественную медицинскую экспертизу. Неприятности может принести и неполная информация в медицинских справках о травмах. «Клиенты имеют возможность заключать договоры страхования с разными вариантами выплат, но не всегда различия доводятся до них страховыми агентами. Впоследствии могут возникнуть разногласия при определении размера выплаты, которая оказывается меньше ожидаемой», — рассуждает начальник отдела урегулирования убытков красноярской компании «Надежда» Дина Липунова.

Приправа к кредиту

Предпосылки для дальнейшего роста рынка страхования от несчастных случаев есть. У населения постепенно повышается страховая культура. Многие россияне активно осваивают потребительское кредитование, а значит должны страховать свою жизнь. Страховщики, в свою очередь, активно развивают агентскую сеть. Хотя нужно признать, что в ближайшее время для страховщиков наиболее желанными клиентами станут предприятия, а не физические лица. Они приносят больше премий, и плюс ко всему многие из них — гарантированные клиенты страховщиков, поскольку просто обязаны страховать своих сотрудников

Методика расчета показателей

Компании ранжированы по размеру страховых взносов по добровольным видам страхования. В качестве вспомогательных показателей приведены страховые премии в региональном разрезе, по отдельным видам страхования, а также размер выплат и динамика взносов. Пятерки лидеров по отдельным видам добровольного страхования составлены на основе данных компаний, предоставивших детальную разбивку по видам страхования.

В рейтинге представлены 70 крупнейших страховых компаний, включая филиалы инорегиональных страховщиков. Анкеты для участия в рейтинге разосланы 100 компаниям, на предложенные вопросы ответили 33 страховщика, данные по 14 компаниям предоставило Сибирское представительство Всероссийского союза страховщиков, источник остальных данных — Агентство страховых новостей. Все федеральные компании участвуют в рейтинге только в рамках операций, осуществляемых на территории Сибирского федерального округа. Полная версия рейтинга — на сайте www.expert-sibir.ru.