Еще 4 года назад, в начале 2002-го, долги Ангарского муниципального образования были сравнимы со всеми доходами, поступающими в казну. Треть из 900 млн рублей задолженности приходилась на жилищно-коммунальные предприятия, которые не проводили ремонт жилого фонда, платили мизерную зарплату работникам. Новую команду Евгения Канухина, которого в апреле 2002 года население избрало мэром, такая ситуация не устраивала. Первым делом начались борьба с долгами и преобразования в жилищно-коммунальной сфере.
Кризис управления
Реформа ЖКХ, объявленная еще в 1996 году Президентом РФ Борисом Ельциным, вяло текла по стране и у граждан ассоциировалась лишь с постоянным увеличением тарифов и переходом на 100-процентную оплату услуг. Власти Ангарска над реформой задумались всерьез. Разделенный между тремя муниципальными трестами жилой фонд, а это 4,7 млн кв. м жилья, трещал по швам. Практически каждый месяц происходили серьезные аварии, подъезды не ремонтировались годами, а если покраска стен и производилась, то с применением некачественных материалов. Подвалы домов представляли собой ночлежки для бомжей и свалки мусора. Для изменения кризисной ситуации, которая грозила коллапсом всей коммунальной системе, пришлось предпринимать активные шаги. В Ангарске начался эксперимент по изменению формы управления жилым фондом и повышению качества его обслуживания.
В июле 2002 года было принято решение о передаче 10% жилого фонда трем частным и одному муниципальному предприятию. С этого момента в Ангарске началась реализация пилотных проектов. Первой управляющей компанией города стало Региональное строительно-промышленное ЗАО «Дирекция объединенных строительных трестов» (ДОСТ). Директор предприятия Владимир Мунтян с первых дней эксперимента высказал невиданную для того времени вещь: ЖКХ — это не убыточная сфера, а прибыльный бизнес, который не нуждается в помощи муниципалитета. Эта уверенность была основана на одном постулате: человек всегда нуждался в еде и… туалете, а это, извините, уже жилищно-коммунальное хозяйство.
Обслуживая два микрорайона, за год ДОСТ сумел рассчитаться со всеми долгами и получить небольшую прибыль, которую направил на содержание и ремонт жилого фонда. Успех оказался очевидным, и администрация города в начале 2003 года передала на обслуживание ДОСТу весь жилой фонд юго-западной части города (более 1 млн кв. м), где ранее работал муниципальный трест. Вместе с жильем «пилоту» достались и долги — более 40 млн рублей. Без дополнительного вливания бюджетных средств всего за полтора года кризис был преодолен. На сегодня задолженность и убытки полностью погашены, жилые дома ремонтируют.
Вторая волна
Управляющая компания «Наш дом» — «пилот» второй волны — образована 1 апреля 2003 года. Директор «Нашего дома» Галина Князева никогда не скрывала, что опасалась начинать эксперимент: «Любая ошибка с нашей стороны могла привести к ухудшению состояния жилого фонда, а это могло принести неудобства нашим жильцам. Поэтому, прежде чем решиться на изменения, долго взвешивали все за и против».
Выйдя из состава муниципального предприятия «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (ПЖРЭП), бывшее ЖЭУ № 4 получило новое название — «Наш дом». Чтобы соответствовать имени, в обслуживаемом жилом фонде решили навести порядок, словно у себя дома. Сделать это без помощи жильцов было невозможно. Поэтому параллельно с работой по ремонту жилого фонда началось налаживание отношений с ангарчанами. В первое время пришлось трудно. Частников в ЖКХ жители воспринимали как захватчиков, которые пришли лишь ради прибыли.
Вывеска прежняя, начинка новая
1 сентября 2003 года руководство ЖЭУ № 6 подписало договор с администрацией Ангарска, и, выйдя из состава крупнейшего жилищного гиганта-монополиста МУП «ПЖРЭП», предприятие стало самостоятельно обслуживать территорию четырех микрорайонов — 11, 12, 12а и 13.
Это решение назрело давно, а когда в Ангарске начался эксперимент по внедрению новых условий работы в сфере ЖКХ, сформировалось окончательно. Работников предприятия не устраивали методы работы, которые существовали в ПЖРЭП: жилищный фонд тогда практически не ремонтировался, деньги на текущие работы и обслуживание домов не выделяли, а о благоустройстве дворов или ремонте дорог вообще разговоров не было. «Конечно, мы красили подъезды, но делалось это так: краску закупали централизованно, в основном серых цветов, мнения жильцов и работников жилищных предприятий никто не спрашивал», — рассказывает Светлана Хамируева, директор управляющей компании ООО «ЖЭУ № 6».
Такое хозяйствование через несколько лет привело бы жилищный фонд в аварийное состояние. Оценивая свои возможности, в ЖЭУ № 6 понимали, что смогут улучшить обслуживание населения, но для этого необходима самостоятельность. Эксперимент в жилищно-коммунальном хозяйстве Ангарска, инициированный мэром города, дал такую возможность.
Проблем, требующих экстренного решения, нашлось много: плохое состояние инженерных сетей, водопровода, отопления, канализации и электроснабжения. Нуждались в ремонте кровли, необходимо было навести порядок на чердаках и в подвалах, где обосновались бомжи и наркоманы, благоустроить территорию обслуживаемых микрорайонов. «В первую очередь мы прекратили доступ посторонних лиц в эти помещения: установили металлические двери и решетки, на чердачные люки поставили прочные запоры», — продолжает Светлана Хамируева.
Следующим этапом работы стало восстановление инженерных сетей и коммуникаций. За прошедшие два года почти во всех внутриподвальных системах отопления и водоснабжения проведены текущие или капитальные ремонты. Более 5 тыс. единиц запорной и регулирующей арматуры, пришедшей в негодность и морально устаревшей, заменено на новую, современную и более надежную в эксплуатации. Во всех домах проведена ревизия тепловых узлов, половина жилого фонда обеспечена терморегуляторами, позволяющими поддерживать температуру горячей воды в системе водоснабжения в пределах, установленных строительными нормами и правилами. Произведен ремонт и замена теплоизоляции на 70% трубопровода.
Управдом — друг человека
Что же пришлось сделать, чтобы резко изменить состояние в разваливающемся хозяйстве? Ничего сложного и необычного.
Созданные управляющие компании стали мозговым центром, где работают около 30 менеджеров-профессионалов. Они заключают договоры на обслуживание жилого фонда с частными предприятиями. Решив вспомнить советское прошлое, их назвали управдомами. Эти люди по сути и являются главным звеном реформы. Получив возможность распоряжаться поступающей от граждан платой за ремонт и содержание жилья, управдомы заключают договоры подряда с сантехниками, дворниками, ремонтниками, которые и занимаются поддержанием жилого фонда в порядке.
Если управдомы исполняют свои обязанности не в полном объеме и это приводит к ухудшению состояния зданий, жилищное предприятие вправе расторгнуть договор. А это значит, что халявить никому невыгодно. Конкуренция настолько высока, что на освободившееся место претендуют несколько новых предпринимателей. Каждый заинтересован в результатах работы. Например, управдому лучше сделать ремонт в подъезде так, чтобы не возвращаться на этот объект лет 5, или, прежде чем установить счетчики на холодную и горячую воду, заменить протекающий трубопровод. Иначе экономии не видать. В результате в подъездах многих домов на стенах настоящие картины, а жители позаботились о занавесках на окнах и цветах. Подвалы представляют собой идеал чистоты и порядка. Туда водят как на экскурсию высоких гостей. Например, там побывали Сергей Круглик, глава Федерального агентства по ЖКХ и строительству, Анатолий Квашнин, полномочный представитель Президента РФ в СФО, мэры многих городов.
Главная цель любой реформы — улучшить положение конкретного человека. К сожалению, не всегда эту задачу удается выполнить, но в Ангарске с ней справились. И главный итог — уже три года в городе не меняются тарифы на ремонт и содержание жилого фонда, они являются одними из самых низких в Иркутской области.
На дело в бахилах
«И тут заходит он: в зеленой спецодежде, бахилах и белых перчатках… Вроде бы слесаря вызывала, а пришел хирург, — таково было первое впечатление от посещения квартиры сантехником у ангарчанки Натальи Ильиной. — Потекла батарея, я позвонила в управляющую компанию, подала заявку и приготовилась как обычно ждать полдня. Через 15 минут — звонок. Открываю дверь, а там слесарь. Сергей зашел в квартиру, устранил течь, все прибрал. Я была в шоке неделю».
Герой этих воспоминаний — Сергей Голик, слесарь управляющей компании «Наш дом». Судьба распорядилась так, что после окончания училища Сергею, с дипломом слесаря-сантехника, пришлось вместе с семьей уехать в Иркутск, где он работал водителем. В 1992 году молодой специалист получил приглашение одного из ангарских ЖЭКов. Так 12 лет назад началась карьера лучшего слесаря-сантехника (по итогам областного конкурса работников ЖКХ 2003 года) Иркутской области.
Про таких говорят: мастер на все руки. По его мнению, залог успеха заключается в качественном выполнении задания. «Люди видят, кто, что и как делает, — говорит Сергей. — К работе надо относиться с любовью, тогда и отдача будет». Вместе с напарником, ветераном слесарного дела Иваном Бокаевым Сергей обслуживает 7 домов — это более тысячи квартир. За два года в «Наш дом» от жильцов не поступило ни одной жалобы на работу слесарей. Да и не на что сетовать: слесари «Нашего дома» выполняют заявки через два часа после обращения. Приходит сантехник обязательно в опрятной спецовке, а в квартире, чтобы не запачкать полы, надевает бахилы. «Это наш стиль работы, и многим он по душе», — уверен Сергей.
Молва о специалисте высокого класса распространилась по всему городу, и Сергея Голика начали приглашать по заявкам в другие микрорайоны и кварталы. «Несколько лет я не могла привести в порядок сантехнику, — рассказывает Людмила Сепаненкова, жительница 95-го квартала. — Приходили слесари, что-то латали, но толку от этого не было. По рекомендации пригласила Сергея. Он пришел точно в оговоренное время и, к моему огромному удивлению, все наладил: поменял сгнившие трубы, установил новый унитаз и компакт-бачок. Его работой я осталась довольна и посоветовала специалиста соседям».
По мнению Сергея, немалую роль в работе играют отношения в коллективе. «Сейчас к нам трудно устроиться на работу, — говорит он. — Недавно уволился один слесарь, так на его место претендовали несколько человек. На предприятии хорошая заработная плата, отличные отношения в коллективе, поэтому работаем с удовольствием».
Реформа на экспорт
Ангарским опытом реформирования жилищно-коммунальной сферы заинтересовались во многих городах, где это хозяйство в шаге от кризиса. Сегодня управляющие компании Ангарска выросли из местного рынка, на котором им стало тесно. С прошлого года ООО «Жилком» обслуживает несколько домов в Иркутске и Санкт-Петербурге, ЗАО «ДОСТ» приглашают взять на обслуживание часть жилого фонда в Новосибирске. Процесс идет, и на стороне ангарских компаний не только власть, которая пытается сдвинуть реформу ЖКХ с места, но и главы тех городов, в которых «коммуналка» требует срочного вливания новой крови.