Движение класса premium

Артем Попов
24 апреля 2006, 00:00
  Сибирь

Россияне тратят на покупку европейских автомобилей все больше и теперь уже точно знают, что им нужно

В СССР немецкая марка Mercedes-Benz появилась одной из первых среди иностранных авто еще в 1970–х. В 1979 году в Москве открылось официальное представительство концерна, а в 1994-м — дочерняя компания, первая среди иностранных. Сейчас почти все автопроизводители мирового уровня имеют на территории России свои представительства, а некоторые даже собственные производства, но в то время полноценный выход на несформировавшийся рынок России расценивался как достаточно неожиданный и рискованный шаг. Об особенностях российского автомобильного рынка рассказывает глава представительства концерна DaimlerChrysler AG в России, генеральный директор ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» Юрген Зауэр.

— Господин Зауэр, как вы оцениваете состояние и перспективы автомобильного рынка в России и российского автопрома?

— В последние несколько лет мы наблюдаем очень серьезный рост во всех без исключения сегментах рынка. Но прежде всего в секторе нижней ценовой группы (автомобили стоимостью до 15–20 тыс. долларов). Для Европы двукратное увеличение объемов продаж невероятно, для России это реальность.

Так же обозначилась очень четкая тенденция перевеса в сторону автомобилей, импортируемых из-за границы, и иностранных, произведенных в России. В 2005 году их доля в ценовом выражении впервые превысила долю российских. Сегодня паритет близок и в количественном выражении. Поглощение идет большими шагами — число отечественных авто на дорогах России с каждым годом сокращается. Люди все больше стремятся к более высокому уровню надежности, комфорта и безопасности. Об этом свидетельствует и тот факт, что одно за другим открываются зарубежные производства — Ford, Renault, в ближайшее время — Toyota и Volkswagen.

Иностранные автомобили — это прежде всего конкуренция на внутреннем рынке. Сейчас российский автопром пытается идти по пути улучшения качества продукции. Заводы начинают сотрудничать с иностранными производителями, разрабатывать современные модели. Молодой менеджмент «АвтоВАЗа», «ГАЗа», «СеверстальАвто» мыслит по-новому. На наш взгляд, это положительная тенденция и шанс для российской автомобильной промышленности стать лучше. Думаю, в ближайшие 10 лет в этом секторе производства произойдут серьезные изменения со знаком плюс.

— Есть ли у вас планы по открытию собственного завода в России?

— После тщательного изучения требований к производству легковых автомобилей марки Mercedes-Benz в России DaimlerChrysler AG принял решение о временной приостановке проекта. При существующих рамочных условиях производство в России является экономически невыгодным. В частности, действующие таможенные пошлины, а также требования по локализации производства делают производимые автомобили класса «премиум» неконкурентоспособными. Прежде всего, по оценке DaimlerChrysler, разница в таможенных ставках, применяемых при различных методах производства (крупно- и мелкоузловая сборка), не дают России конкурентных преимуществ в сравнении с другими странами.

В течение нескольких месяцев DaimlerChrysler рассмотрел несколько возможных площадок для строительства завода по производству легковых автомобилей в России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, а также вел интенсивные переговоры с правительством РФ.

В настоящее время мы продолжаем переговоры с соответствующими министерствами РФ. В случае изменения существующих рамочных условий DaimlerChrysler готов перейти к следующей фазе реализации производственного проекта.

— Скажите, кто сегодня покупает Mercedes в России?

— В конце 1990-х годов наших автомобилей продавалось не так много, как мы хотели бы. Это было непростое время. Большинство вовсе не могли себе позволить иметь машину. А очень богатые интересовались элитными автомобилями ручной сборки. Сейчас продажи Mercedes исчисляются в тысячах. В России появились люди, которые способны покупать машины премиум-класса. Как правило, это менеджмент среднего звена и владельцы частного бизнеса.

К тому же наш покупатель стал более разборчив. Его уже не устраивает Full Options, он точно знает, что ему необходимо, и тщательно выбирает комплектацию. Хотя по-прежнему продолжает покупать много опций.

— В сегменте недорогих автомобилей марка Mercedes и другие авто концерна DaimlerChrysler AG не представлены. Вместе с тем это наиболее прогрессивный участок рынка. Концерн планирует занять свое место в этой нише?

— В ближайшее время мы собираемся представить российскому потребителю американский автомобиль Dodge Caliber. Более того, эта марка выходит на общеевропейский рынок. До настоящего момента Dodge в Европе не продавался. Хотя в США более половины автомобилей, реализуемых DaimlerChrysler AG, — это именно Dodge.

В Европе наиболее востребованы компактные экономичные автомобили. Doodge Calibеr — модель гольф-класса. Этой марки не было в Америке, она разработана специально для европейских потребителей. Мы уверены, что Caliber ждет большой успех и в России. Ведь автомобили класса Ford Focus, Pegeout 307, Renault Megane и Mazda 3 здесь наиболее популярны, и еще совсем недавно люди стояли за ними в очереди по нескольку месяцев.

— Насколько привлекателен для вашей компании рынок Сибири? Планируется ли расширение географии регионов?

— В последние 2–3 года количество продаваемых автомобилей в регионах существенно увеличилось. И Сибирь в этом развитии — один из важнейших элементов. Сеть продаж развивается очень интенсивно. В каждом регионе, где существует достаточный платежеспособный спрос на автомобили и их обслуживание, в ближайшие годы должны быть построены дилерские салоны и сервисные центры.

В регионах появляется все больше местных компаний, готовых инвестировать в открытие дилерского предприятия. Это положительный факт в пользу экономического развития периферии. В 2007 году нас ждут новые проекты по марке Mercedes-Benz в Томске и Новокузнецке. А в Барнауле, Новосибирске, Красноярске, Кемерове и Тюмени идет модернизация действующих партнеров в соответствии со стандартами DaimlerChrysler AG.

Также в ближайшее время будет открыто новое дилерское предприятие Chrysler в Красноярске.

В регионах появляется все больше местных компаний, готовых инвестировать в открыите дилерского предприятия

Популярна ли в Сибири такая элитная марка, как Maybach или, например, Bentley?

— Продажа Maybach — это отдельные инвестиции, и даже в Америке далеко не каждый дилер продает эту марку. На сегодня в Штатах таких салонов всего 4, и они расположены в самых крупных городах.

Этот автомобиль не должен стоять посреди зала, вместе с другими машинами. Он находится в отдельном помещении, посещение которого происходит по специальной записи. Если человек хочет посмотреть, как происходит сборка, он может посетить завод в Штутгарте. Все это требует больших вложений. В регионах, в том числе и сибирском, автомобиль продается в единичных экземплярах, и инвестиции в такие проекты не всегда окупаемы. Поэтому Maybach не реализуется через региональных дилеров.

— За время работы в России вы наверняка изучили характер и предпочтения российских автомобилистов. Как выглядит среднестатистический владелец хорошего иностранного авто в России? Отличается ли он от европейца?

— Во-первых, это мужчина, во-вторых — относительно молодой. Он намного моложе европейца. Здесь, в России, его возраст составляет 35–40 лет, в Европе ему за 50. Русский бизнес значительно моложе западного. И потом, европейскую молодежь не интересуют авто представительского класса, даже если у нее есть деньги. Там редко увидишь молодого человека за рулем Mercedes S-класса или BMW седьмой серии. Владелец такой машины, например, в Германии — скорее всего, 70-летний банкир на пенсии. А уж Land Cruiser Prado в центре Рима нет вовсе.

У россиян долгое время не было возможности покупать такие вещи. Теперь им очень хочется выглядеть солидно и представительно. Поэтому здесь любят большие и быстрые машины. Но я не могу понять одного: почему русские питают слабость к серебристому и черному цвету?