Пламенный мотор

Вадим Тынный
24 апреля 2006, 00:00
  Сибирь

У немецкого малого и среднего бизнеса те же проблемы, что и у российского, — высокие налоги, непростая система отчетности и низкие темпы роста ВВП. Но пути решения и степень поддержки у них разные

Немецкий малый и средний бизнес — это 99% от общего числа всех предприятий Германии (которых по всей стране насчитывается 3,6 млн), 70% рабочих мест, 80% мест профессионального обучения, а их вклад в валовый внутренний продукт достигает 95%. Для Германии они — настоящий двигатель немецкой экономики.

В апреле в течение недели мною проведены 20 встреч в федеральных и земельных государственных структурах Германии, на некоторых классических немецких предприятиях малого и среднего бизнеса, а также в саморегулируемых некоммерческих организациях, лоббирующих их интересы. Попробуем разобраться, в чем секрет успеха этого двигателя.

Место действия — земля Бранденбург

Сейчас Германия — единая страна. Но человеку, который пожил в эпоху советского социализма, несложно провести параллели между восточными землями Германии и Россией. Легкие ассоциации начинают возникать уже в первые минуты встречи с Райнером Радатцем — руководителем регионального отделения Федерального союза экономики малого и среднего бизнеса. На своей Volvo он вез меня знакомиться с предприятиями малого и среднего бизнеса. Вопросы об экономике региона и компаниях, входящих в союз, Рейнер быстро переводил в сферу семейных дел, погоды — хвастаться, по его мнению, особо и нечем.

При въезде на территорию бизнес-парка — производственной площадки бывшего завода электронной промышленности ГДР в Стансдорфе (в прошлом ведущего предприятия отрасли, на котором сейчас действуют порядка 25 небольших компаний) — ассоциации с российской действительностью, где на территории многих крупных промышленных предприятий арендуют площади независимые коммерческие фирмы, только усиливаются. Но первая встреча расставила все по местам.

Манфред Мюллер

, руководитель проекта шведской компании Big Image Systems, создавшей свое подразделение в Германии. Основной и единственный вид деятельности — широкоформатная печать (шириной до 12 м) на любых гибких поверхностях.

— Сколько сотрудников работает в немецком подразделении?

— Их 25. В том числе 15 — основной производственный персонал, 8 — коммерческий отдел, один директор и один счетный работник, да и то он загружен не полный рабочий день.

— Сложная ли система отчетности перед налоговыми органами?

— Достаточно два раза заполнить с помощью специалиста и дальше можно работать самостоятельно.

— Какие выгоды вы получаете от членства в Торгово-промышленной палате и Федеральном союзе?

— Нам регулярно приходят приглашения на участие в семинарах, встречах с бизнесменами, где мы получаем разъяснения и консультации по интересующим нас вопросам. Но нам не всегда удается участвовать во всех мероприятиях — предпочтение отдается работе.

— Сотрудники так много работают? А как же трудовое законодательство?

— В большинстве некрупных компаний, как и в нашей, отношения между руководителем и сотрудниками доверительные: если сегодня есть заказы и надо поработать подольше — достаточно просто попросить об этом. Если завтра нет заказов — я могу предоставить дополнительные часы отдыха. В этом одно из наших преимуществ перед большими компаниями, где отношения более формализованные и общение строится через профсоюзы.

Хартмут Блох

, генеральный директор компании Aktiv Sensor GmbH — производителя сенсорных датчиков.

Хартмут Блох — дипломированный инженер, родился в Западном Берлине. В 1975 году впервые посетил завод в Стансдорфе, в то время относившийся к Восточной Германии. Его знакомство с заводом началось с вахтера, которого он вспоминает до сих пор: после внимательного изучения паспорта тот сказал, что иностранцам вход через другую проходную. Почти 15 лет сотрудничества с инженерами завода показали не только их высокую квалификацию, но и полное отсутств ие навыков работы в рыночной экономике — в маркетинге, в финансах.

Это и стало, по мнению Хартмута Блоха, причиной развала завода. В 1989 году завод как имущественный комплекс выставили на продажу за 13,8 млн немецких марок, что было просто невообразимой суммой для рядового инженера. После 10 месяцев переговоров с муниципалитетом, которому принадлежал завод, ему и пяти его компаньонам, которые в сумме имели стартовый капитал в 55 тыс. марок и кредит в 100 тыс. марок, удалось договориться о выкупе небольшого производственного участка. На нем они и начали бизнес по производству микродатчиков давления. Первые 7 лет компаньоны работали за идею, имея минимальную заработную плату. Большую часть прибыли реинвестировали в разработки. Сейчас в компании работают 46 сотрудников, ее годовой оборот достиг в 2005 году 3,5 млн евро. В каждом автомобиле, выпускаемом в Германии, устанавливаются датчики компании Aktiv Sensor. Залог успеха, по мнению Хартмута Блоха, — инновационное преимущество его компании на рынке.

Место действия — земля Браденбург

Земля Северный Рейн – Вестфалия — экономически наиболее сильная земля Германии. Ее столица Дюссельдорф — практически единственный город Германии с нулевым внешним долгом. Тем не менее схема работы государственных органов, Торгово-промышленной палаты Дюссельдорфа, а также повседневные дела бизнесменов абсолютно идентичны. По словам Якова Фурманна, директора инжиниринговой компании Imawell, разработчика деревообрабатывающего оборудования, ТПП регулярно приглашает на обучающие семинары, ознакомительные встречи с делегациями из других регионов.

Конечно, взаимодействие органов власти и бизнеса сводится не только к бесплатным семинарам. Проект, реализуемый компанией Innenhafen Duisburg в Дуйсбурге c 1993 года, — тому подтверждение. В недалеком прошлом крупнейший в Европе речной порт, точнее его причалы, специализировавшиеся на перевалке зерновых культур для их дальнейшей перевозки в некогда индустриальную Рурскую область, лишился своих заказов. Это произошло в процессе реформирования угольной и металлургической отраслей Германии. По инициативе властей Дуйсбурга была создана девелоперская компания. Ее уставный капитал сформирован в сумме 56 млн евро за счет вкладов города, земли и Европейского союза. Деньги пошли на выкуп земельного участка, создание инженерной инфраструктуры, проектные работы и продвижение проекта. В основу были заложены 4 принципа — работай, живи, отдыхай, развивайся. На практике они означают строительство объектов общей площадью более 220 тыс. кв. м, которые включают в себя офисные, жилые, развлекательные и культурные сооружения. На этапе 60–процентной завершенности проекта частными инвесторами уже вложено около 400 млн евро, 200 рабочих мест на этой площадке в 1993 году превратились в 4 000 к 2006-му. Комментариев больше нет — вот вам и создание рабочих мест, местные налоги и неплохая окупаемость вложений за счет капитализации объекта.

Эффективный тандем

Как и в России, в Германии чувствуется оторванность и разобщенность предпринимателей и регулирующих органов. Но макроэкономические показатели все же говорят об эффективном для экономики страны взаимодействии в тандеме «бизнес–власть», выстроенном благодаря исторически сложившемуся типу немецкого хозяйствования — социально-рыночному: с высокими налогами, распределяемыми на социальные цели, с социальной ответственностью перед обществом. Все те немецкие бизнесмены, с кем мне приходилось общаться, точно знают количество безработных по состоянию на первое число текущего месяца в своей земле и в стране в целом. Они с пониманием относятся к повышению налогов, например НДС с 1 января 2008 года увеличится с 16% до 19%. Многие даже не подозревают, что существует такое понятие, как «налоговая оптимизация». Государственная поддержка немецких предприятий не ограничивается принятием программ и созданием постоянно действующих комиссий или комитетов, она выражена в реализации конкретных, в том числе коммерчески состоятельных для государственных структур проектов.

От 50 тыс. до 50 млн евро

В Германии существует четкое определение малого и среднего бизнеса — основы всей немецкой экономики: сверхмалые — это предприятия с численностью до 10 сотрудников с годовым оборотом до 50 тыс. евро, малые — до 50 сотрудников (до 500 тыс. евро) и средние — менее 500 сотрудников (не более 50 млн евро). Средний или малый бизнес — это, как правило, семейное предприятие, которое основано и управляется членами одной семьи, правда зачастую из разных поколений.

Общие экономические интересы среднего бизнеса представляет Ассоциация торгово-промышленных палат Германии (Deutschen Industrie— und Handelskammertages, DIHK), объединяющая 82 торгово-промышленные палаты Германии (Industrie— und Handelskammern, IHKs). Членство в ТПП обязательно. Менее представительными по количеству членов, но не менее значимыми по решаемым задачам являются такие организации, как BDI (Ассоциация отраслевых объединений и промышленных союзов предприятий), Федеральный союз экономики малого и среднего бизнеса, Восточный комитет немецкой экономики и другие. Членство в них добровольное.

Райнер Радатц - один из наиболее чем 180 руководителей региональных офисов Федерального союза экономики малого и среднего бизнеса

Манфред Мюллер: "Если сегодня есть заказы и надо поработать подольше - достаточно просто попросить об этом"

с 2006 года компания Хармута Блоха поставляет датчики нового поколения для аэрокосмической промышленности США