Хорошее имя в долг

Фондовый рынок стал привычным источником привлечения средств для сибирских компаний. Они выходят на биржу с целью долгосрочного увеличения стоимости бизнеса

Для финансирования бизнеса и инвестиционных проектов компании изыскивают деньги из разных источников. В основном это собственные средства и банковские кредиты. Вместе с тем при развитом фондовом рынке на определенном этапе развития компании большую роль в финансировании бизнеса начинают играть публичные заимствования. Они могут происходить путем выпуска облигаций и векселей или продажи части акций внешним инвесторам.

Эмитент на перепутье

Фондовый рынок приобретает все большую популярность у региональных эмитентов. Начиная с 2002 года внутренний рынок корпоративных облигаций ежегодно удваивался в объеме. Сибирские компании пришли на него в 2002–2004 годах в лице эмитентов национального уровня: «Сибирьтелекома» и «Иркута». Но к 2005 году рынок публичных займов привлек и местные компании: «Инмарко», «Искитимцент», «Сибирский цемент». Всего в прошлом году состоялось 13 размещений облигационных займов на общую сумму 16 млрд рублей.

В этом году произошло только два размещения на 1,9 млрд рублей. Но на остаток года уже запланированы размещения более 10 компаний на общую сумму порядка 20 млрд. Среди новых эмитентов можно отметить группу компаний «Белон», которая планирует разместить два выпуска облигаций общим объемом 3,5 млрд руб. Привлеченные деньги предприятие направит на строительство новых шахт на Кузбассе и модернизацию имеющихся активов. Таким образом, можно с уверенностью прогнозировать, что рекорд прошлого года для сибирских компаний будет перекрыт как по числу размещений, так и по объему привлеченных долговых средств.

Вместе с тем размещение корпоративных облигаций не всегда служит цели привлечения дешевых и длинных денег. Многие из региональных облигационных займов сложно отнести к категории дешевых: например, «Пава» разместила облигации под 12,9% годовых, «Сибирский цемент» — под 12,5% (приведена ставка по первому купону). Для сравнения: ставка по займам компаний с длинной кредитной историей «Иркут» и «Сибирьтелеком» составила 8,74% и 7,85% соответственно.

Из этого можно сделать вывод, что сегодня выпуск облигаций региональными компаниями нередко связан со стремлением повысить стоимость своего бизнеса в долгосрочной перспективе за счет повышения узнаваемости компании на федеральном уровне, приобретения публичной кредитной истории и известности у инвесторов.

В 2005 году ставки доходности по корпоративным облигациям существенно снизились, особенно по наиболее высокорисковым и высокодоходным бумагам. По данным аналитиков Альфа-Банка, средневзвешенная доходность по облигациям первого эшелона снизилась в течение 2005 года с 8,5% до 6,5–7%, по облигациям третьего эшелона — с 14–16% до 9,5–10%. Это свидетельствует о качественном развитии рынка корпоративных облигаций в целом. В пользу этого говорит и тот факт, что спрэд (диапазон колебаний между ценами) на покупку и продажу облигаций также сокращался.

Потренироваться на векселях

Подобные тенденции привели к тому, что все большее число компаний стали рассматривать дешевые деньги на облигационном рынке как источник финансирования своего бизнеса. Но уровень платежеспособности некоторых компаний, рассчитывающих на выпуск облигаций, вызывает опасения у ряда аналитиков. По мнению некоторых из них, например, Алексея Ю из инвестиционной группы «Атон», наблюдающийся сегодня бум корпоративных облигаций привлечет на рынок эмитентов низкого кредитного качества. А это может в будущем привести к дефолту по выплате облигационных займов, что в свою очередь повысит ставки доходности по корпоративным облигациям, учитывающим премию за риск инвестирования в эти инструменты.

Часть региональных компаний трезво оценивают свои силы и не стремятся сразу выпускать облигации, нарабатывая публичную историю на более простом инструменте — векселях. В Сибири к таким компаниям принадлежит «Сибирский Гурман». По словам финансового директора компании Владислава Винникова, сейчас компания практически выполнила анонсированную вексельную программу в размере 75 млн рублей. По его мнению, «задача, возлагавшаяся на эту программу, — начало создания публичной кредитной истории — выполнена. Теперь, как и предполагалось ранее, «Сибирский Гурман» начинает подготовку к выпуску облигационного займа в размере 200 миллионов рублей под 11–12% годовых, который предположительно состоится в начале 2007 года. Пока же идет поиск андеррайтера».

Шире круг, акционеры!

Другой инструмент привлечения средств — публичная эмиссия акций на фондовом рынке (IPO). До 2005 года традиционно выделялся ряд причин, по которым IPO не могло получить массового развития в России. К их числу относилось неэффективное законодательство, низкий спрос на IPO внутри страны и фундаментальная недооценка российских компаний даже по сравнению с их аналогами на развивающихся рынках. К 2005 году большинство этих тенденций удалось преломить, и на биржи вышли около 15 российских компаний. Региональные эмитенты достаточно активны на этом рынке: в планах ряда сибирских компаний уже значится IPO.

Но все же основную часть акций сибирских компаний, которые торгуются на биржах, составляют бумаги, получившие листинг в ходе массовой приватизации в 1990-х годах. Сегодня сделки с акциями примерно четырех десятков сибирских компаний возможны на РТС. На ММВБ ведутся торги лишь наиболее ликвидными сибирскими фишками.

Причин низкой активности торгов акциями сибирских компаний несколько. Во-первых, нежелание со стороны эмитента формировать ликвидный рынок своих акций. Во-вторых — низкая доля акций, торгующихся на бирже, от их общего числа (показатель free float): сравнительно небольшие покупки или продажи акций могут оказывать существенное влияние на их цену. В-третьих, невысокая степень раскрытия информации, что ведет к повышенным рискам.

Несмотря на эти трудности, как отмечает начальник аналитического отдела ИФК «Алемар» Василий Конузин, «региональные эмитенты привлекают к себе все больше внимания со стороны инвесторов. Являясь по большей части представителями второго и третьего эшелона, их акции не представляют большого интереса для иностранных инвесторов. Те обычно более внимательно относятся к инвестициям, которые базируются на фундаментальных показателях деятельности компании. Таким образом, акции региональных компаний становятся хорошим подспорьем для отечественных инвесторов, которые могут лучше разобраться в их специфике и оценить потенциал роста».

По его мнению, «основной тенденцией для сибирских эмитентов в 2006 году станет дальнейшее продвижение на рынок компаний потребительского сектора, которые имеют огромнейшие перспективы для роста и расширения и практически не представлены как на долговом, так и на фондовом рынке». Среди них можно выделить кемеровского ритейлера «Кору», который уже работает над формированием кредитной истории. Начав с выпуска векселей, сейчас он готовит облигационный заем и строит долгосрочные планы по IPO.

Что касается будущего рынка IPO, то ведущие отечественные площадки РТС и ММВБ демонстрируют интерес к его развитию. В настоящее время биржи готовят проекты по созданию альтернативных торговых площадок для компаний малой капитализации. Предполагается, что на них смогут более эффективно размещаться молодые компании, возможно венчурные, за счет сниженных издержек и менее жестких требований к раскрытию информации. Подобные площадки существуют на многих европейских биржах, но сегодня по-настоящему успешной можно считать только лондонскую AIM.