Мотивация эмиссии

Руководитель департамента корпоративных финансов ИФК «Алемар» Константин Злобин

— Среди каких инвесторов размещаются облигации?

— Спектр потенциальных инвесторов достаточно широк: от физических лиц до банков. Как правило, это клиенты инвестиционных компаний, отдающие деньги в доверительное управление, и те, кто работает самостоятельно. В последнем случае инвестиционная компания является организатором выпуска и формирует портфель из облигаций тех или иных эмитентов, а клиент включает их в свой портфель.

Такая же схема практикуется и среди банков и их клиентов: часть бумаг банки берут на себя, хотя здесь существуют определенные нормативы. Например, когда лимиты на одного заемщика оказываются превышенными, часть кредитов секьюритизируется путем выпуска облигаций и часть бумаг уходит на рынок. Такие сделки носят технический характер.

Западные компании также являются покупателями облигаций, но и здесь есть ограничения. Но в целом доходность по облигациям, особенно в пересчете на доллары, достаточно хорошая.

— Существуют ли какие-то особые региональные тенденции на рынке облигаций? Например, повышенный интерес сибирских банков к сибирским эмитентам по причине лучшего знакомства с компаниями?

— Конечно, большинство инвесторов находятся в Москве, но что касается региональных банков, то они, разумеется, проявляют интерес к местным знакомым компаниям. Повышенным этот интерес назвать сложно, я бы сказал, что покупают немного, но стабильно.

— С чем связан заметный рост за последние три года количества облигационных займов, в частности региональных компаний? Кто обычно принимает решение о выходе на рынок?

— Выходу на фондовый рынок предшествует длительная работа по повышению прозрачности бизнеса. Но выпуск облигаций региональными компаниями в первую очередь объясняется повышением их уровня развития. Решения зачастую принимаются не генеральным или финансовым директором, а собственниками компании. Основной мотивацией здесь является то, что при размещении облигационных займов со временем увеличивается стоимость компании.

— Как происходит процесс выбора организатора эмиссии, андеррайтера?

— Это зависит от многих условий, но, как правило, рекомендуется выбрать несколько интересных компаний с разных точек зрения. Этим компаниям рассылаются коммерческие предложения, публичных оферт обычно не происходит. Инвесткомпании в ответ предлагают свои условия, возможно, запрашивают информацию о компании-эмитенте и составляют уже более детальное коммерческое предложение, где указывается стоимость услуг и все дополнительные условия. Затем эмитент выбирает одну компанию или предлагает нескольким работать совместно. Если между выбранными инвесткомпаниями нет каких-либо противоречий, то формируется синдикат.

— Какова доходность организатора эмиссии?

— Доходность пропорциональна объему: чем он больше, тем ниже ставка. Например, при организации займа на 3 миллиарда рублей размер вознаграждения составляет порядка 0,2–0,3%. Хотя в случае таких больших займов все условия оговариваются дополнительно и процент за вознаграждение может быть еще меньше.

Дело в том, что такие займы носят знаковый характер как для эмитента, так и для организатора выпуска. Если же займ небольшой (200–300 миллионов рублей), то вознаграждение может достигать 1,5% и более от объема эмиссии.

— В настоящее время РТС и ММВБ планируют создание альтернативных площадок с более лояльными требованиями для проведения IPO компаний малой и средней капитализации. Какова ваша оценка эффективности этих проектов?

— Я думаю, что в ближайшие год–полтора особого спроса не будет, но в дальнейшем, когда молодые компании дорастут до работы на фондовом рынке, спрос на альтернативной площадке должен появиться. К тому же возможность создания альтернативных рынков нужно использовать сейчас. Ведь, когда произойдет либерализация финансовых рынков после вступления в ВТО, сделать это будет затруднительно.