Низкий старт малого бизнеса

Сибирский банковский рынок показывает серьезный рост объемов кредитования мелких предприятий. Тенденция сохраняется

Eще совсем недавно малый бизнес являлся далеко не самым важным клиентом для региональных банков. Затраты на оформление и выдачу небольшого кредита (например, от 250 тыс. до 1 млн рублей) немногим меньше, чем на оформление и обслуживание крупного, а прибыль, получаемая банком, при этом меньше в разы. К тому же малым предприятиям сложнее предоставить залог под обеспечение кредита. Поэтому банки предпочитали работать в корпоративном секторе с крупными заемщиками и развивать розничный бизнес — главным образом потребительское кредитование, которое в 2005 году занимало уже 20% от общего кредитного портфеля российской банковской системы.

До недавнего времени единственными игроками на рынке кредитования малого бизнеса в сибирском регионе были Банк Кредитования Малого Бизнеса (КМБ-Банк) и Сибакадембанк, который начал развивать свою программу в начале 2003 года совместно с Европейским банком реконструкции и развития. Сибакадембанк первым из региональных банковских структур уловил тренд развития корпоративного сектора рынка кредитования. Резкое усиление борьбы за крупных клиентов привлекло внимание банка к малому бизнесу, который в среднесрочной перспективе обеспечивал рост доходов кредитора. В результате к концу 2005 года объем кредитов, выданных малому бизнесу в Сибакадембанке, составил более 1 млрд рублей.

Увеличение кредитного портфеля новосибирского филиала КМБ-Банка за 4 месяца 2006 года составило 19%. «Вступление в состав акционеров итальянского Banca Intesa не только сохранит данную тенденцию, но и позволит увеличить объемы кредитования данного сектора экономики», — утверждает начальник отдела малого и среднего бизнеса новосибирского филиала КМБ-Банка Элина Маламатиди.

Не ждали?!

В 2005 году на рынок кредитования малого бизнеса начали выходить новые структуры. Причем к середине года туда устремились банки, бизнес которых традиционно связан с кредитованием крупных промышленных и торговых компаний (ТрансКредитБанк, МДМ-банк, Росбанк). «Конкурентная борьба на кредитном рынке крупных корпоративных клиентов с каждым днем обостряется, что существенно снижает маржу банков. В этой ситуации сотрудничество с компаниями среднего и малого сегмента позволяет сохранить больший уровень доходности при одновременной диверсификации кредитного портфеля филиала банка», — объясняет заместитель управляющего филиалом ОАО «ТрансКредитБанк» в Новосибирске Денис Голубев. — В настоящий момент около 30% ссудной задолженности филиала составляют кредиты объемом от 1 до 9 млн рублей. До конца 2006 года мы планируем увеличить объем таких кредитов в два раза». При этом опыт ТрансКредитБанка и его дочерней факторинговой компании ЗАО «ТрансКредитФакторинг» показывает, что эффективным источником привлечения средств для малых и средних развивающихся предприятий, не имеющих длительного стажа работы, является факторинг.

Ставки ниже, условия сложнее

Усиление конкуренции соответствующим образом сказывается и на условиях выдачи кредита. «Услуги по кредитованию малого бизнеса появляются все в большем количестве банков, и с ростом конкуренции на этом рынке снижаются процентные ставки и сроки принятия решения», — рассказывает начальник кредитного отдела Западно-Сибирского филиала ОАО «Росбанк» Лариса Будоева. Сегодня в сибирских банках ставка по кредиту для малого бизнеса составляет 13–14% годовых в валюте. Минимальная сумма — 10 тыс. долларов, а срок принятия решения — не более трех дней.

Следует отметить, что в отличие от рынка потребительского кредитования, который характеризуется все большей либерализацией условий выдачи кредитов, на рынке кредитования малого бизнеса банкам приходится усложнять методы оценки клиентов. Эксперты оценивают не только финансовую отчетность, но и управленческий учет, что позволяет в разы снизить системные риски. Следовательно, рост объемов не влечет за собой такой опасности для банковской системы, как взрывообразный рост потребительского кредитования.

Увеличению объемов кредитования малых предприятий способствует и рыночная ситуация на банковском рынке и то, что развитие малого бизнеса — одна из сфер государственных интересов. В августе 2005 года начало свою работу ЗАО «Внешторгбанк розничные услуги» (дочерняя структура ОАО «Внешторгбанк», которое принадлежит правительству РФ). Одно из приоритетных направлений его работы — кредитование малого бизнеса.

По словам ведущего специалиста сектора кредитования малых и средних предприятий новосибирского филиала МДМ-банка Екатерины Троельниковой, программа кредитования малого бизнеса запущена в МДМ-банке всего 4 месяца назад. Но уже сейчас наблюдается значительная динамика роста кредитного портфеля именно в этой сфере.

В скором времени на рынке появится еще один сильный игрок. В сибирском филиале ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» к середине 2006 года будет внедрена программа, согласно которой малые предприятия Сибири смогут получать кредиты австрийского финансового института. Пока программа кредитования малого бизнеса этого банка работает только в московском и санкт-петербургском офисах.