Гость из Белоруссии

15 мая 2006, 00:00
  Сибирь

В Новосибирске с рабочим визитом побывал Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Республике Беларусь Александр Суриков. Цель визита — открытие на территории союзного государства единого экономического представительства Сибирского федерального округа.

— Александр Александрович, вы впервые в качестве посла приехали в Сибирь. А как раз накануне вашего визита бывший губернатор Иркутской области Борис Говорин вступил в должность посла России в Монголии. На ваш взгляд, это новая тенденция во внешней политике нашего государства — назначать экс-губернаторов послами?

— Думаю, что да. И обусловлено это, скорее всего, стремлением Президента РФ Владимира Путина сделать акцент во внешней политике на интеграционно-экономические аспекты. Для развития этого направления я и приехал в Россию. В Белоруссии есть подобная Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) экономическая ассоциация, и сегодня мы ведем переговоры о формировании экономических представительств округов на территории Белоруссии. Сибиряки от имени МАСС уже приняли решение о создании представительства, сейчас идет его формирование.

Во время этого визита мы обсуждаем направления сотрудничества сибирских территорий и Республики Беларусь. Сейчас там есть представительства двух регионов — Алтайского края и Читинской области. Но, по общему мнению, единое экономическое представительство — более подходящий вариант. Всесибирская делегация побывает в Белоруссии в сентябре–октябре этого года.

— А какие вы видите направления сотрудничества между Сибирью и Белоруссией?

— Их очень много. Назову лишь некоторые. Омск, например, как-то пытался собирать шведский автобус Volvo. И даже сделал один экспериментальный образец. Он получился очень дорогой и потому никому не нужный. А вот минские автобусы на порядок дешевле западноевропейских. При этом 45% деталей этой машины производится в России. Нижегородская область в этом году уже соберет 500 первых автобусов. Почему бы Омску этим не заняться? Ведь все регионы Сибири нуждаются в обновлении автобусных парков.

Думаю, сегодня сибирскому региону не мешало бы заняться и сельскохозяйственной техникой. «Гомсельмаш» (Беларусь) выпускает трехцелевые машины. Одна машина убирает и зерно, и кормовые культуры, и свеклу! Опыт применения этой техники на полях Алтайского края уже есть. Наверное, стоит изучить этот вопрос подробнее. Может быть, продавать эту технику селу в лизинг, тем более что 70% агрегатов машины выпускается на российских заводах. В Красноярском крае сейчас производят комбайны, но они менее конкурентоспособны. Почему тогда в этом случае им вместе с Гомелем не создать совместное предприятие? Тут тоже наши интересы взаимны.

В Белоруссии высокими темпами растет машиностроение. У нас мощнейшая база дизелестроения в Алтайском крае. Можно вновь попробовать начать поставлять эти дизели в Белоруссию. А тракторы «Беларусь»? Они же активно используются как белорусскими крестьянами, так и российскими. Эту сферу сотрудничества тоже стоит развивать.

В Белоруссии полностью отсутствует энергетическое машиностроение. В Сибири оно представлено достаточно широко. Для переоснащения той же малой энергетики вполне могут пригодиться бийские котлы. Сейчас их продают в республику, но через Литву. Затем в Белоруссии эти котлы собираются, но работа выполняется недостаточно качественно. Мы бы могли цивилизовать этот рынок. И посольство России в Белоруссии, в частности, может помочь сформировать соответствующие представительства компаний в республике. Окажет предприятиям помощь в создании совместных производств, филиалов и дочерних компаний.