Не догоняем

Тема недели
Москва, 22.05.2006
«Эксперт Сибирь» №19 (116)
Если ранжировать федеральные округа по показателям темпов роста их индустрии, Сибирь значительно проигрывает другим территориям, находясь в роли отстающей

Всоветском народнохозяйственном планировании каждый год пятилетки имел свое название, свой идеологический штамп: первый год — «начинающий», второй — «продолжающий», третий — «решающий», четвертый — «определяющий», пятый — «завершающий». Почему бы не взять эту традицию в расчет, представив через ее призму очередной годовой мониторинг социально-экономического развития Сибири?

На наш взгляд, прошедший 2005 год завершил определенный цикл экономического развития в стране. По описанной выше цепочке этот этап можно отнести к «определяющему»: темп валового внутреннего продукта России за январь–сентябрь 2005 года составил 6,4%.

К «начинающему» условно следует отнести 2002 год с самым низким с 1999 года показателем ВВП — 5,6%. После него, собственно, и начался пятилетний виток — со среднегодовым темпом роста в 2003–2004 годах в 7,5%. В основе лежала все улучшающаяся конъюнктура мирового рынка сырья и энергоносителей.

Основные, но не все тенденции экономического развития РФ распространяются и на сибирский регион. Это заметно по отдельным показателям развития региона: демографическому, социальному, экономическому, — в основном повторяющим профиль российской экономики. Попробуем в них разобраться.

Вот так и живем

Начнем с людей. Население регионов Сибири по-прежнему сокращается: людей уезжает больше, чем прибывает, да и смертность выше показателя рождаемости. Естественная убыль населения увеличилась как в целом по России, так и в Сибирском федеральном округе, где в 2005 году она превысила знаковое число — 100 тыс. человек.

С учетом миграции население уменьшилось более чем на 118 тыс. человек (в 2004–м — на 113 тыс). Вместе с тем естественная убыль в расчете на 1 000 жителей несколько меньше, чем в целом по стране (в РФ — 5,9 человека, в СФО — 5,1). Иначе говоря, соотношение родившихся и умерших в Сибири выше. Отчасти свой вклад в это внесли республики Алтай и Тыва, Таймырский, Эвенкийский и Агинский Бурятский автономные округа, где зафиксирован естественный прирост населения.

В России мигранты пополняют население всех федеральных округов, исключением не является и Сибирский. Более того, он относится к лидерам по числу прибывших из других регионов в расчете на 1 000 населения (18,7 человека — это самый высокий показатель). Но только из Сибирского и Дальневосточного округов населения выбывает больше, чем прибывает: 19,5 и 20,6 на 1 000 населения соответственно. Баланс прибытия-выбытия еще не достигнут, хотя из Сибири уезжает все меньше людей. Нельзя не отметить, что позитивным миграционным балансом Россия как в 2004 году, так и в 2005–м обязана прежде всего Центральному федеральному округу — именно туда стекаются мигранты, в основном из близлежащих стран СНГ.

Численность безработных составляла в Сибири на 1 декабря 2005 года 928,4 тыс. человек. Уровень общей безработицы (рассчитывается выборочными обследованиями по критериям Международной организации труда) — 9,5% (в РФ — 7,7%). Наиболее высокие показатели — в Бурятии (14,6%) и Тыве (21,9%), Усть-Ордынском Бурятском (10,9%), а также Таймырском АО (11,0%), Иркутской области (10,5%). Известно, что очень незначительная часть безработных обращается за официальной регистрацией в государственные службы занятости — поэтому в СФО зарегистрированный уровень безработицы составляет 3,1%.

Реальный сектор

Перейдем к производственным показателям. В 2005 году заметно снизилась динамика индустрии, причем это произошло повсеместно — индекс промышленного производства в целом по России сократился с 106,1% в 2004 году до 104% в 2005–м; в Сибири — с 103,8% до 102,2%. При этом в первом полугодии масштабы промышленного производства в округе едва поддерживались на уровне предыдущего, а за девять месяцев темп роста составил 101,7%. Столь резкое торможение связано в первую очередь с его падением до 88,7% в Томской области, а также со стабилизировавшимся темпом в Красноярском крае — 100,7%. Вместе с тем, некоторые крупные индустриальные регионы Сибири демонстрируют блестящую динамику: Омская область — 113,0%, Новосибирская — 107,3%. Тем не менее по сравнению с другими федеральными округами показатель индустриальной динамики в СФО один из самых низких.

Идем дальше. В сфере добычи полезных ископаемых, а также производства и распределения электроэнергии, газа и воды рост в округе несколько выше, чем в РФ. Сильное отставание есть лишь в сфере обрабатывающих производств (102,3% против 105,7%).

Динамика инвестиций в основной капитал в округе в прошедшем году имела важные особенности: во-первых, она несколько лучше общероссийского показателя, во-вторых, в течение первых трех кварталов имела тенденцию к ускорению, но в четвертом квартале эта тенденция прервалась. За год индекс физического объема инвестиций составил в РФ 110,7%, в СФО — 115,1%. Темпы увеличения капиталовложений в Сибири самые высокие среди показателей всех федеральных округов, но доля округа в инвестициях России составляет только 9,5%. Структура источников финансирования характеризует в известной степени состояние инвестиционного климата Сибири. Доля привлеченных и бюджетных средств в СФО заметно ниже, чем по РФ.

Масштабы иностранных инвестиций в округе за 2005 год заметно возросли. Их доля по отношению к РФ составляет 12,6% (в 2004–м — 7,8%). Беспрецедентным оказался рост прямых иностранных инвестиций. В российских масштабах их удельный вес приблизился к четверти. В Сибири практически все прямые иностранные инвестиции оказались сосредоточены в Омской области и составили за год более 3 млрд долларов.

Налоговая база

Сколько СФО заработал денег? В бюджетную систему страны в виде налоговых и других доходов всех регионов (контролируемых налоговыми органами) поступило 4 629 млрд рублей, в том числе с территории Сибири — 389 млрд рублей (8,4%). В номинальном выражении налоговые поступления увеличились почти на 39%, из Сибири — на 21%.

Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2005 года, привели к мощному росту доли федерального бюджета в налогах, собранных в регионах.

О каких изменениях идет речь? Например, ставка налога на прибыль, доходы от которого в федеральный бюджет увеличились с 5% до 6,5%, а в консолидированный бюджет субъекта снизились с 19% до 17,5%. Водный налог теперь полностью поступает в федеральный бюджет (ранее он полностью уходил в бюджет региона), а норматив отчисления от налога на добычу полезных ископаемых по нефти и газовому конденсату повышен до 95%. Общие потери региональных консолидированных бюджетов от принятых изменений составляют по нашей предварительной оценке, в РФ — более 6% от налоговых доходов, в СФО — 5%.

Наибольшие доходы бюджетной системы в части, контролируемой Федеральной налоговой службой, обеспечивают предприятия, добывающие полезные ископаемые (в РФ — 37,4%, в СФО — 21,6%).

Структура налоговых платежей по видам экономической деятельности в СФО, по-видимому, более прогрессивная, чем в России, — уплата налогов обрабатывающих производств, предприятий торговли и оказания услуг, транспорта и связи выше, чем в среднем по РФ. Удельные налоговые поступления в СФО по отношению к среднему показателю РФ в течение всего 2005 года оставались практически постоянными — около 60% от российского уровня. Вместе с тем, в ряде сибирских регионов (Томская область, Таймырский и Эвенкийский АО) они заметно превосходят российский показатель.

Региональные бюджеты и межбюджетные отношения

Начиная с 2004 года консолидированные бюджеты субъектов РФ сводятся с профицитом. Но в сибирском регионе тенденции заметно отличаются от общероссийских. Так, бюджет СФО в целом в 2005 году сведен с дефицитом — 2,27% к итоговым доходам, в то время как в 2004–м — с профицитом 1,7%. Количество регионов с дефицитом бюджета (Красноярский край рассматривается вместе с входящими в его состав автономными округами) возросло с 9 в 2002 году до 11 в 2005-м. В течение 2003–2005 годов ситуация заметно ухудшилась в Республике Алтай (профицит в 5,24% снизился до дефицита –3,63%) и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (с 6,48% до –0,66%).

По всем округам наблюдается рост реальной бюджетной самообеспеченности — расходы консолидированного бюджета все больше покрываются его собственными доходами. То есть оздоровление финансовой сферы на этом уровне в большей степени основано не на федеральной помощи, а на собственном налоговом потенциале.

В Сибири отношение собственных доходов к итоговым расходам на протяжении последних лет меньше общероссийского показателя. В 2005 году разрыв между российским и сибирским значениями показателя еще более увеличился. Это означает, что в Сибири сводить бюджетные концы с концами становится все труднее. Если по другим федеральным округам не только консолидированные, но и региональные бюджеты сводятся с профицитом, в Сибирском федеральном округе — с дефицитом.

Муниципальные бюджеты также остаются дефицитными, причем в прошлом году ситуация даже ухудшилась. Впрочем, местные бюджеты остальных федеральных округов в целом в 2005 году также дефицитны. Это тенденция. Сокращение показателя реальной бюджетной самообеспеченности местных бюджетов есть как в России в целом, так и в Сибири. Другими словами, зависимость от внешних источников финансирования на муниципальном уровне увеличивается. Взаимосвязь федерального и региональных бюджетов характеризуют два потока денежных средств: прямой (налоговые и иные поступления в федеральный бюджет) и обратный (безвозмездные перечисления из него). Баланс потоков в РФ положительный — прямой поток превосходит обратный. Это же характерно и для СФО, причем обратный поток в 2005 году в относительных показателях сократился и в округе, и в стране в целом.

Среди регионов СФО можно выделить группу доноров федерального бюджета: Красноярский край (с автономными округами), Иркутская, Кемеровская, Омская, Новосибирская и Томская области, то есть регионы, стабильно обеспечивающие наибольшие поступления в федеральный бюджет. Так, в 2005 году ими перечислено 92% всех поступлений в федеральный бюджет из СФО, в 2004–м — 90%. Одновременно более половины безвозмездных перечислений из федерального бюджета направляется в другие восемь сибирских регионов-реципиентов. Таким образом, с каждых 100 рублей, перечисленных регионами-донорами в федеральный бюджет, назад на территорию этих субъектов возвращается 28,4 рубля, на территорию регионов-реципиентов — 358,1 рубля.

Справедливости ради надо отметить, что по сравнению с 2004 годом относительный обратный поток несколько сократился у регионов-реципиентов и незначительно возрос у регионов-доноров.

Уровень жизни населения

В Сибири уровень жизни населения по многим важным показателям продолжает расти. Например, темпы роста реальной заработной платы чуть более высокие, чем в России: 110,6% по сравнению с общероссийскими 110%. Тем не менее денежные доходы населения составили в округе в расчете на душу населения в среднем за месяц 6 523 рубля (в РФ — 7 848). Среди федеральных округов самый высокий показатель отмечен в Центральном (10 883 рубля), самый низкий — в Южном (5 250).

По видам экономической деятельности размер заработной платы в округе сильно колеблется. Сферы с наиболее высокой оплатой труда — финансовая деятельность, транспорт и связь, добыча полезных ископаемых. С наиболее низкой — сельское хозяйство, образование и здравоохранение. Важная компонента благосостояния — мера возмещения населением затрат за жилищно-коммунальные услуги, а также связанные с этим масштабы льгот и субсидий. Фактический уровень возмещения населением затрат ниже номинального, особенно это характерно для СФО. Численность граждан, пользующихся льготами, составляет 4,9 млн человек. При этом средний размер льгот в Сибири несколько меньше, а субсидий больше.

Один из показателей успешности развития экономики — ввод в действие жилых домов, он превысил в СФО аналогичный показатель 2004 года на 4,8% (в РФ — на 6,3%). Некоторые сибирские регионы — Республика Хакасия, Агинский Бурятский АО, Алтайский, Красноярский края, Кемеровская область — заметно нарастили масштабы жилищного строительства. Феноменальные результаты продолжает демонстрировать Омская область (145,1%).

Обет догоняющего

Итак, подведем итоги. Чудес не бывает: сколько инвестиций, столько и продукта. Кстати, о валовом региональном продукте. Динамика этого показателя в 2003–м и 2004 годах (данные 2005 года будут подведены примерно через год) в СФО не уступает российскому — приблизительно 7,5%. В сопоставлении с динамикой в реальном секторе экономики это очень высокий показатель, свидетельствующий о преимущественном развитии сектора услуг. Российская и тем более сибирская экономика не могут стать пока преимущественно сервисными. Экономика услуг и экономика, базирующаяся в значительной мере на современных информационных и коммуникационных технологиях, предполагает качественно иной уровень эффективности секторов реальной экономики и прежде всего промышленности. Еще некоторое время объективно развитие промышленности и строительства будет составлять фундамент национальной экономики.

Между тем в последние годы (это мы фиксировали выше) динамика здесь заметно ослабевает. Самые последние данные красноречиво это подтверждают. Индекс промышленного производства в первом квартале 2006 года по сравнению с тем же периодом 2005 года составил в целом по России только 103%. В соответствии с библейскими сказаниями, за семью тучными коровами следуют семь худосочных. 2005 год — это как раз седьмой год существенного повышения мировых цен на нефть.

В статье использованы данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы России.

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2005 г.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №19 (116) 22 мая 2006
    Экономика Сибири: 2005 год
    Содержание:
    Не догоняем

    Если ранжировать федеральные округа по показателям темпов роста их индустрии, Сибирь значительно проигрывает другим территориям, находясь в роли отстающей

    Реклама