Слет партнеров

В середине мая состоялся III Красноярский экономический форум «Развитие востока России»

Н

а прошлогоднем, втором экономическом форуме в Красноярске контуры развития востока России только очерчивались, презентовались первые крупные проекты, говорилось о том, что нужно сделать, чтобы в регионе наконец-то начали реализовываться крупные инвестиционные программы. В этом году форум порадовал конкретикой. Прозвучали цифры объемов инвестиций, а главное, названы конкретные сроки реализации проектов, задуманных крупным российским бизнесом.

 Восток — дело тонкое

Открыл конференцию губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, который еще раз напомнил приехавшим гостям, что развитие Сибири и Дальнего Востока отстает от темпов роста ближайших соседей — Китая и стран Юго-Восточной Азии, хотя на востоке сосредоточена большая часть российского сырья. Инвестиции в странах Азии составляют более 1,7 трлн долларов в год, из них 800 млрд долларов — в Китай. Суммарные инвестиции на востоке России составляют 20,3 млрд долларов в год, из них 12 млрд долларов в Сибири и более 8 млрд на Дальнем Востоке.

Не удовлетворившись этими цифрами, Александр Хлопонин назвал восток страны «главным геостратегическим вызовом» для России и сказал, что «Восток — может стать или территорией значительного риска для страны, или гигантской точкой опережающего роста».

 С тем, что Сибирь и Дальний Восток нуждаются в масштабных инвестициях, согласились все. Выступающие на пленарном заседании представители таких крупных компаний, как «Роснефть», «ГидроОГК», «РУСАЛ», «СУАЛ-холдинг», «Полюс-Золото», «Иркутскэнерго», «Российские железные дороги», говорили о том, что готовы эту проблему решать, называли сроки выполнения инвестиционных программ и объемы средств, которые будут вложены в экономику. Но при этом и акцентировали внимание на тех проблемах, которые им мешают. Главным препятствием для движения инвестиций на восток страны является неразвитость инфраструктуры.

 Главные причины смещения интересов крупного бизнеса в сторону Восточной Сибири и Дальнего Востока — сокращение запасов сырья в Западной Сибири и рост экспортных обязательств российского топливно-энергетического комплекса. Вложения именно в нефтегазовые проекты составляют половину планируемых инвестиций в регион. Но восточные месторождения часто находятся в тех местах, где инфраструктура развита очень слабо и транспортировка является наибольшей проблемой даже для крупных российских компаний. Так, эти вопросы были затронуты в докладе вице-президента нефтяной компании «Роснефть» Степана Землюка («Роснефть» владеет лицензией на разработку Ванкорского и Северо-Ванкорского месторождений нефти в Красноярском крае). Он отметил, что рентабельность добычи нефти на Ванкорском месторождении будет в том числе зависеть и от того, какие тарифы на транспортировку предложит компания «Транснефть», в магистральный нефтепровод которой в будущем врежется труба с ванкорской нефтью. Другая проблема, беспокоящая руководство «Роснефти» из-за предстоящего начала промышленной добычи нефти на Ванкоре, связана с аэропортом Игарка. У компании в скором времени появится необходимость возить на Ванкор и обратно порядка 10 тыс. человек в месяц — специалистов, работающих вахтовым методом, а аэропорт к этому попросту не готов. Вкладывать собственные средства в его реконструкцию «Роснефть» не может — он находится в федеральной собственности. «Другой ближайший аэропорт — Норильск, но он находится на 250 километров дальше, что значительно увеличит стоимость переброски людей. Надеемся, что при помощи властей Красноярского края мы сможем решить эту проблему», — говорит Степан Землюк.

Сами компании решать вопросы инфраструктуры не могут — затраты столь высоки, что теряется инвестиционная привлекательность проектов. Решение этих вопросов — дело государства, но до последнего времени неясными оставались принципы вложений из федерального бюджета в инфраструктуру — в какие объекты будет вкладываться федеральный бюджет, какие из них будут приоритетными.

Государство не собрается амостоятельно решать все проблемы инфраструктуры

Наконец-то появились конкретные государственные инструменты, благодаря которым могут быть решены проблемы, мешавшие реализации инвестиционных программ.

Теперь оказались очерченными конкретные варианты развития государственно-частного партнерства, которое уже несколько лет является главной темой в обсуждении взаимоотношений бизнеса и власти. Ими стали закон о концессиях и использование средств Инвестиционного фонда. Государство не собирается самостоятельно за счет бюджетных средств решать все проблемы инфраструктуры. С 1 января этого года вступил в силу закон о концессиях, который предполагает, что частные инвесторы смогут модернизировать, строить и создавать объекты инфраструктуры, которые находятся в собственности государства. Так, заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Максим Быстров рассказал, что объектами концессионных соглашений могут стать «сети для передачи электрической и тепловой энергии, инфраструктура метрополитена, автомобильные и железные дороги, трубопроводы, порты, аэродромная и иная инфраструктура».

Но конкретных примеров заключенных концессионных соглашений пока нет. Не исключено, что первыми концессионерами станут крупные компании, которые не могут ждать, когда государство само вложит деньги в строительство или реконструкцию нужных им инфраструктурных объектов. Список потенциальных объектов, на которые будет распространяться закон о концессиях, появится в ближайшее время.

Раскупоренный фонд

В 2005 году федеральный бюджет имел профицит более 1,5 трлн рублей, значительно возросли объемы золотовалютных резервов Центробанка — со 124,6 млрд долларов в начале года до 182,2 млрд в конце, увеличился объем Стабилизационного фонда. К концу года Министерству экономического развития и торговли РФ удалось добиться от Министерства финансов решения о том, чтобы деньги Стабфонда были инвестированы в российскую экономику. В ноябре 2005 года создан Инвестиционный фонд, цель которого — осуществление государственной поддержки в области государственно-частного партнерства. Бюджет фонда на 2006 год составляет 69,7 млрд рублей. По словам Максима Быстрова, на 2007-й запланировано 95,8 млрд рублей, а на 2008-й — уже 91,4 млрд.

 Поддержка проектов будет осуществляться по трем направлениям: софинансирование, когда государство строит необходимую инфраструктуру, а инвестор — производство; вложение средств в основной капитал акционерного общества путем оплаты эмиссии, средства от которой ОАО может использовать для привлечения инвестиций; государственные гарантии, которые не нужно будет ежегодно прописывать в бюджете.

Остальные компании решать вопросы инфраструктуры не могут - затраты столь высоки, что теряется инвестиционная привлекательность проектов

Но при этом требования заявлены очень жесткие. Стоимость — не менее 5 млрд рублей, из которых 25% вносит частный инвестор, вклад проекта в ВВП страны — не менее 0,01%. Для получения средств из Инвестфонда нужно собрать огромный пакет документов, получить одобрение профильных министерств и Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами. Плюс заключение одного из уполномоченных правительством международных консультантов. Только после этого заявку может рассмотреть правительственная комиссия.

Среди четырех заявок на средства Инвестфонда, которые поступили в Минэкономразвития к 20 мая (срок окончания первого этапа конкурса), три — из Красноярска. Это заявка от ОАО «Корпорация развития Красноярского края» (акционеры — администрация края, компании «Базовый элемент», «ГидроОГК», Внешэкономбанк, «Интеррос») на господдержку проекта развития Нижнего Приангарья и заявки от самого Красноярского края на строительство двух автомобильных дорог.

Остальные проекты-претенденты, среди которых были такие, как строительство скоростной магистрали Москва–Санкт-Петербург протяженностью 643 км, строительство нефтехимического комплекса в Нижнекамске (Татарстан), представили все документы буквально в последний день. Конкурсанты объясняют это растянутостью сроков, необходимых независимым экспертам для оценки проекта, большим набором нужных бумаг и тем, что многие документы (например, оценивающий экономическую эффективность) были приняты недавно, а форма инвестиционного соглашения вообще еще не подготовлена.

Впрочем, развитие Нижнего Приангарья считалось приоритетным и до этого. И это неудивительно. По расчетам Института региональной политики, проект, который уже несколько лет лоббируется красноярской администрацией, позволит создать валовый региональный продукт на сумму 39 млрд долларов, а его средний вклад в ВВП страны составит 0,4%. Планируется, что «РУСАЛ» построит целлюлозно-бумажный и алюминиевый заводы, РАО ЕЭС достроит Богучанскую ГЭС, «Роснефть» и «Газпром» будут осваивать нефтегазовые месторождения. Но чтобы это произошло, государству нужно вложить 760 млн долларов в строительство инфраструктуры.

Собирается сделать заявку на получение денег из Инвестфонда и еще одна красноярская компания. Альянс AiRUnion планирует инвестировать 257 млн долларов в модернизацию аэропорта Емельяново, в частности в строительство новых грузового и пассажирского терминалов, топливозаправочного комплекса. Еще 309 млн долларов инвестиций альянс намерен получить из Инвестфонда для строительства новых взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, автомобильной развязки и железнодорожной ветки. Но в этом году AiRUnion заявки в Минэкономразвития не подавал, компания строит планы на 2007 год.

Планируют получить поддержку государства для строительства или модернизации инфраструктуры и такие компании, как ОАО «Полюс–Золото», «РУСАЛ» и «СУАЛ-холдинг».

Время конъюнктуры

 Александр Хлопонин был одним из немногих выступающих, затронувших и другую проблему востока России. Разрабатывать сибирские недра важно и нужно, но, направляя нефть за границу, Россия практически гарантирует энергообеспеченность экономического роста своих соседей. А количество отечественных проектов переработки сибирского сырья очень ограничено. Это программа по созданию Богучанского газохимического объединения, а также строительство крупного газоперерабатывающего комплекса в Иркутской области и проект развития газохимии на базе «Томскнефтехима».

На форуме тема переработки не получила должного развития — переработка остается делом будущего. Нефтяные и газовые гиганты озабочены тем, чтобы начать добычу на новых месторождениях востока России, пока конъюнктура мировых цен играет им на руку. Вложение в переработку сырья, видимо, станет темой следующих инвестиционных форумов.