Изменить самосознание

12 июня 2006, 00:00
  Сибирь

Новосибирское региональное отделение общероссийской организации «Российский союз налогоплательщиков» приняло обращение к органам власти и местного самоуправления, работодателям и налогоплательщикам области о недостаточности принятия мер проводимой налоговой реформы.

Заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Совета Федерации РФ Виктор Леонов, возглавляющий новосибирское отделение, рассказал о причинах появления этого документа.

— Виктор Васильевич, чем вызвано это обращение, и какого результата вы от него ждете?

— И обращение, и вся текущая работа нашей организации направлены на повышение правового самосознания как налогоплательщиков, так и представителей власти. Среди налогоплательщиков Новосибирской области 122,5 тысячи юридических и более двух миллионов физических лиц. Сумма налогов, собранная в консолидированный бюджет области в прошлом году, составила 41,5 миллиарда рублей. В то же время на 1 января 2006 года задолженность по налогам составила 9,9 миллиарда. Разве они лишние для бюджета? Но есть и другая сторона вопроса. Каждый налогоплательщик вправе спросить, куда и на что конкретно тратятся его деньги. Наше региональное отделение постепенно становится своеобразной площадкой для диалога бизнеса и власти.

— Но помимо официальной задолженности существует проблема сокрытия доходов и, соответственно, неуплаты налогов.

— Такая проблема, безусловно, есть. Поэтому я и говорю о необходимости изменения самосознания. Причем не только у работодателей, но и у сотрудников, получающих зарплату в конвертах. Возможно, сегодня такое положение дел, когда официальная зарплата минимальна, кажется выгодным и тем, и другим. Но ведь минимальны и отчисления в Пенсионный фонд, что скажется в будущем на размере пенсии. Недополучает налоги областной бюджет, а это означает, что, например, социальная сфера финансируется не так хорошо, как всем хотелось бы.

— Налогоплательщики часто сетуют на несовершенство налогового законодательства…

— Вот конкретный свежий пример. В 2006 году вырос земельный налог — для некоторых предприятий, в зависимости от места расположения, в 5–7 раз. Из такого расчета в бюджет Новосибирска должно поступить порядка 1,5 миллиарда рублей земельного налога. Но уже сегодня руководители многих предприятий говорят, что платить такие суммы им не под силу.

Мы вместе с Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий стали выяснять причину резкого повышения. Оказалось, ошибка в методике расчета. Три года назад, когда готовились изменения в налоговом законодательстве, разработчики взяли за основу рынок жилищного фонда, который гораздо выше по стоимости. Теперь как-то надо решать эту проблему.

Много разговоров было вокруг повышения налога на транспорт. Но дело-то не только и не столько в ставках, сколько в низкой собираемости транспортного налога. В 2005 году, согласно существующему законодательству, было разослано 464 тысячи уведомлений владельцам автотранспорта об уплате налога. Более 70 тысяч по разным причинам (неправильно указан адрес, или человек поменял место жительства) вернулись назад. Значит большинство из этих людей, не получив уведомления, налог не заплатили. Бюджет недополучил денег на дорожное строительство и ремонт дорог, а произошло это из-за слабого взаимодействия органов ГИБДД и налоговой службы.

Какие-то задачи можно решать путем координации действий налогоплательщиков и структур власти, какие-то — с помощью новых законодательных инициатив. В Новосибирском отделении Союза есть депутаты разных уровней, думаю, с их помощью мы сможем при необходимости инициировать внесение поправок в действующие законы.