Законы употребления

Запрещение потребления пива в общественных местах увеличивает популярность открытых площадок. Но ужесточенные требования местных властей к размещению небольших летних кафе выдавливают их с рынка

Региональные власти с помощью всевозможных ограничений стараются сформировать цивилизованный рынок летних кафе. А пивоваренные компании стремятся использовать желание людей выпить пива на открытом воздухе для того, чтобы изменить сложившуюся культуру потребления своего продукта. Нынешним летом, например, в Красноярске и Новосибирске человека, пьющего пиво на улице, можно будет увидеть так же редко, как в Томске, где места потребления пива были ограничены на местном уровне еще в 2004 году.

Закон суров

Федеральный Закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» был принят Государственной Думой еще в феврале 2005-го и вступил в силу в апреле того же года. Согласно этому документу, розничная продажа и потребление пива запрещаются в детских, образовательных и медицинских организациях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, а также в театрах, кино и других учреждениях культуры. За исключением тех, где расположены пункты общественного питания. В то же время закон предоставляет право органам местного самоуправления определять места общественного питания, в которых продажа пива будет запрещена.

Поначалу никакого влияния на частную жизнь граждан эти ограничения не оказывали, потому что не существовало норм Административного кодекса, которые оговаривали бы меру ответственности нарушителей. В ноябре прошлого года были приняты поправки к кодексу об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за употребление пива на улицах, стадионах, в скверах, парках, общественном транспорте. С этого времени незаконопослушным любителям пива причитается штраф в размере до 500 рублей. Зимой эти изменения не вызвали общественного резонанса — в это время года никто на улицах пиво не пьет. С наступлением весны ситуация обострилась. Органы правопорядка, прошлым летом ограничивавшиеся лишь устными предупреждениями, начали повально штрафовать граждан за употребление в неположенном месте.

Любители пива переместились с улиц и парков в городские летние кафе, для которых пиво всегда было главным источником дохода. Еще в прошлом году типичной была ситуация, когда посетители охотно заполняли летние площадки даже не самых дешевых новосибирских заведений. Этим летом желающих станет еще больше.

Под открытым небом

Но если рассматривать рынок в целом, то тенденция увеличения количества посетителей и прибыли от продажи пива характерна только для открытых площадок стационарных заведений. Сегмент отдельных летних кафе сокращается. Власти сибирских городов все более ужесточают требования к ним. Например, в Томске в 2003 году заявок на размещение летних кафе было 118, в 2004-м — 86. В 2005 году, когда Томск одним из первых российских городов начал распределять права аренды таких участков по принципу аукциона, были приняты всего 54 заявки.

В этом году примеру Томска решил последовать и Новосибирск. На последней сессии в конце мая депутаты горсовета приняли решение о внесении изменений в Порядок размещения временных объектов на территории Новосибирска. Теперь летние кафе тоже считаются временными объектами, и для их размещения земельные участки предоставляются в краткосрочную аренду. И сейчас для того, чтобы поставить палатку, необходимо обратиться в районную администрацию с заявлением о предоставлении участка. В течение недели комиссия под председательством главы администрации района рассматривает заявку. При положительном решении районная администрация направляет документы в комитет по земельным ресурсам и землеустройству мэрии. Горкомзем по согласованию с департаментами потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства, строительства и архитектуры направляет заявителю и в районную администрацию заключение о возможности, целесообразности и сроках размещения временного сооружения.

Как рассказывает частный предприниматель Елена Секирина, несколько лет занимавшаяся этим бизнесом, раньше для получения разрешения тоже нужно было пройти длинную череду согласований и потратить несколько месяцев. «Я начинала этот процесс в конце марта – начале апреля, чтобы к первому июня кафе могло начать работу», — говорит она. А поскольку новое решение было принято только в конце мая, многие подобные заведения этим летом могут вообще не открыться. Ведь весь летний сезон предпринимателям придется бегать с бумажками по инстанциям.

К тому же все больше предпринимателей приходят к пониманию, что летнее кафе — очень сложный и не такой уж доходный бизнес. В этом году Елена Секирина решила не открывать свое заведение. Она объясняет это тем, что за короткое сибирское лето для того, чтобы окупить затраты, владельцу приходится продавать пиво как минимум с пятидесятипроцентной накруткой. При этом он попадает в замкнутый круг — если намного повысить цену, то посетители обойдут заведение стороной, а если ее снизить, то в конце лета может оказаться, что весь проект оказался не просто малоприбыльным, а даже убыточным. Когда к этим проблемам еще добавляются дополнительные сложности с оформлением аренды, то задумываешься: а стоит ли вообще начинать?

Также владелец может неожиданно обнаружить, что на площадке, которую он использовал в прошлом году, сейчас размещать кафе нельзя. Опять же от чиновников зависит, разрешить или запретить продажу пива в том или ином заведении. В Омске депутаты горсовета передали мэрии полномочия, касающиеся запрета торговли алкоголем в местах общественного отдыха. И тут же последовал запрет на продажу пива в летних кафе, расположенных в парках и скверах областного центра. По мнению предпринимателей, такие кафе будут заведомо убыточными, поскольку на обычных прохладительных напитках и на мороженом хорошей выручки не сделаешь.

Многие летние кафе в этом сезоне могут вообще не открыться

Гораздо проще обстоят дела у открытых площадок стационарных заведений общественного питания. Владельцу ресторана, который имеет договорные отношения с мэрией, не составляет труда получить прилегающий участок в аренду. С точки зрения бизнеса появление открытой площадки означает появление дополнительных посадочных мест, а значит увеличение оборота. «Каждое место на открытой площадке приносит владельцу ресторана столько же денег, сколько и стационарное место в помещении, а в жаркие дни даже больше. Кроме того, летняя площадка позволяет разгрузить ресторан или кафе в часы пик, что очень важно, поскольку в это время количество посетителей значительно превышает вместимость помещения», — считает руководитель маркетинговых проектов компании «Трэвелерс Кофе» Антон Терещенко. Поэтому в Новосибирске практически любое заведение, которое может позволить себе открыть рядом летнюю площадку, делает это. У некоторых из них, например у New York Times или Irish Pub, существуют постоянные крытые летние площадки.

Губит людей не пиво…

Соответственно меняют политику работы с летними заведениями и производители пива. Еще год–два назад их программы по работе с этим сегментом клиентов состояли в предоставлении фирменного оборудования, тентов с логотипами марок пива и в продаже кег. Сейчас пивовары следуют за тенденциями общественного мнения, и их внимание нацелено не только на продажи, но и на изменение отношения общества к производимому ими продукту.

«Наша задача — на порядок повысить культуру потребления пива в нашем регионе. Нужно, чтобы пиво ассоциировалось не с компанией подвыпивших подростков, а с цивилизованным, приятным времяпрепровождением взрослых людей. В этом году мы решили особое внимание уделить установке новых конструкций летних кафе. Есть среди них эксклюзивные дизайнерские проекты. Они сконструированы по новейшим технологиям и выглядят очень красиво. В общем, стремимся к тому, чтобы в теплые летние дни посетителям было приятно отдохнуть в таких местах», — рассказывает менеджер по продажам разливного пива в Западно-Сибирском регионе пивоваренной компании «Балтика» Татьяна Головина.

Вполне понятно и достойно уважения стремление местных властей упорядочить продажу и потребление пива. Вместе с тем может получиться, что ужесточенные требования к летним кафе дадут совсем другой результат. Если количество открытых площадок продолжит уменьшаться и не во всех кафе разрешат продавать пиво, то дальнейшее развитие ситуации вполне предсказуемо. Разговоры о культуре потребления так и останутся разговорами, а любители пива по-прежнему будут оккупировать скамейки в скверах, парках и других общественных местах.