Пороговое значение бензокризиса

Крупные нефтедобытчики предпочитают переработке экспорт нефти. Несмотря на строительство в Сибири нефтеперерабатывающих заводов малой и средней мощности, скоро регион может ощутить нехватку бензина

В начале июня глава Министерства промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко обнародовал данные, свидетельствующие о возможном скором дефиците бензина в России. "Минпромэнерго допускает вероятность возникновения дисбаланса между структурой предложения и спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке России в ближайшие годы", сказал министр. По его словам, текущий спрос российские нефтепереработчики еще в состоянии закрыть. Но в долгосрочной перспективе потребление топлива увеличится по крайней мере, соответственно росту числа автомобилей в стране. Кроме того, новые автомобили уже сегодня требуют бензина высокого качества, который в России производят только на двух нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в Омске и Ярославле. Для исправления ситуации Виктор Христенко предлагает использовать из Инвестиционного фонда часть средств на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей.

Запрограммированный дефицит

Заявление министра еще раз заставляет вернуться к проблеме бензинового дефицита и посмотреть, насколько он реален в ближайшей перспективе. Начнем с того, что нынешняя система нефтепереработки заложена еще в советское время. Из 29 действующих в России крупных НПЗ почти половина сосредоточена в Поволжье и на Западном Урале. В Сибири всего три нефтеперерабатывающих завода.

Такой дисбаланс перерабатывающих мощностей становится еще более явным в сравнении с расположением НПЗ в других странах. "Мы провели анализ распределения нефтеперерабатывающих заводов в России, Америке и Канаде, говорит директор ЗАО "Сибирская технологическая компания "Цеосит" (Новосибирск), доктор химических наук Казимира Ионе. Там нефтепереработка осуществляется в основном заводами мощностью до трех миллионов тонн в год, и они распределены по территории страны более или менее равномерно на расстоянии 150200 километров друг от друга". В России такие заводы сосредоточены вдоль Транссибирской магистрали. Таким образом, если говорить непосредственно о Сибири, местные НПЗ расположены на юге региона. А огромная территория к северу, богатая нефтегазовыми месторождениями, не имеет нефтеперерабатывающих мощностей.

Топливо по-крупному

Сегодня в Сибири действуют крупные НПЗ в Омске, Ангарске и Ачинске. Все они обеспечены притоком нефти от магистральных трубопроводов. Омский НПЗ принадлежит компании "Газпром нефть" (до переименования в мае этого года "Сибнефть"). За 2006 год планируется переработать 15,8 млн тонн, в 2005 году переработано 14,5 млн тонн.

По некоторым параметрам ОНПЗ лидер отрасли. Например, сегодня завод выпускает шесть марок автомобильного бензина и пять марок дизельного топлива, в прошлом году предприятие произвело бензина больше всех других российских нефтепереработчиков свыше трех миллионов тонн. Но в целом, учитывая, что установленная мощность Омского НПЗ составляет 19,5 млн тонн в год, его загрузка по переработке нефти около 70%.

Ангарская нефтехимическая компания (АНХК, Иркутская область; входит в НК "ЮКОС") в 2005 году переработала 8,274 млн тонн нефти, что на 6% меньше, чем в 2004-м. В этом году на АНХК планируется переработать чуть больше 8,4 млн тонн сырой нефти. За январьапрель этого года выпуск бензина на АНХК составил около 14% от объема переработанной нефти. Установленная мощность АНХК по переработке нефти около 19 млн тонн в год, то есть сейчас ангарский завод загружен примерно на 40%.

Мощности по переработке Ачинского НПЗ (Красноярский край) семь миллионов тонн в год. Но это не мешает ему контролировать значительную часть рынка в Сибири. Дело в выгодном расположении продукция завода поставляется в крупные промышленные центры: Новокузнецк, Кемерово, Томск и Новосибирск (более 60% продукции завода это мазут, дизельное топливо и битумы, которые в больших количествах потребляют промышленные предприятия региона). Ачинский завод ориентирован на переработку малосернистой томской нефти, поступающей на завод по нефтепроводу.

Неудивительно, что этот НПЗ работает почти с полной загрузкой: близость к рынкам сбыта дает о себе знать. Для сравнения: Омский НПЗ расположен в 1 200 км к западу от Ачинска, а АНХК в 1 100 км к востоку. Так что Ачинский НПЗ живая иллюстрация того, насколько важно месторасположение нефтеперерабатывающего предприятия. Ведь транспортная составляющая в конечной цене топлива составляет до 25% в зависимости от расстояния.

При этом, несмотря на то, что продукция сибирских НПЗ транспортируется разными способами (по продуктопроводам, автомобильным транспортом), основная доля все же поставляется по железной дороге. Из Омска так вывозится до 88% продукции Омского НПЗ, из Ачинска до 90%.

Бензин малыми дозами

Сегодня многие предприятия пытаются решить проблему приближенности источника топлива к производству (и снижения тем самым себестоимости своей продукции) путем строительства собственных НПЗ малой мощности. Например, очень активно в последнее время идет такая работа в Кемеровской области.

"Почти 90% горюче-смазочных материалов доставляется сегодня в Кемеровскую область железнодорожным транспортом из Ачинска, Омска и Ангарска. Остальные 10% автотранспортом, говорит заместитель начальника департамента промышленности администрации Кемеровской области Юрий Ударцев. Железнодорожный тариф и стоимость автоперевозок составляют у нас существенную часть от стоимости ГСМ до 10%".

Стремясь снизить издержки и застраховаться от повышения цен на топливо, кемеровские компании вводят в строй собственные мощности. Так, в рабочем поселке Итатский Тяжинского района в конце 2005 года ЗАО "Холдинговая компания "Кузнецкий уголь" построила мини-НПЗ мощностью 40 тыс. тонн нефти в год. Эта же компания совместно с администрацией района рассматривает возможность строительства завода мощностью 600 тыс. тонн на территории бывшего предприятия "Сельхозхимия".

Создает НПЗ мощностью 200 тыс. тонн нефти в год в районе Анжеро-Судженска ООО НПЗ "Северный Кузбасс". В строительство железнодорожных путей и систем энергоснабжения уже вложено более 100 млн рублей, ведется монтаж вспомогательного технологического оборудования. Планируется построить пункт отбора нефти и сделать врезку в магистральный нефтепровод. ООО "НефтеХимСервис" в Новокузнецке намерено построить НПЗ мощностью один миллион тонн нефти в год. По словам его руководителя Андрея Томилова, от ОАО "АК "Транснефть" получены технические условия на врезку в магистральный нефтепровод и ведется проектирование строительства пункта отбора.

Безусловно, малые НПЗ способны закрыть потребности предприятий в топливе, и тенденция к росту их количества очевидна. Есть одно но. "Основной недостаток мини-НПЗ малая глубина отбора светлых нефтепродуктов из нефти и, соответственно, большой выход мазута (50/50)", считает Юрий Ударцев. Это серьезно, если учесть, что средний уровень глубины переработки нефти на российских НПЗ составляет 71%, в странах Западной Европы 85%, в США до 95%.

Впрочем, у небольших НПЗ в Сибири есть преимущества, нужно только использовать на них новые технологии перегонки нефти. "На крупные НПЗ идет тяжелая усредненная нефть с большим содержанием серы, для ее перегонки необходимо применение водорода. В то же время в Сибири есть месторождения легкой нефти с низким содержанием серы. Это целый ряд месторождений на севере Новосибирской, в Томской и в Иркутской областях. Из этой нефти можно получить дизельную фракцию после простой возгонки нефти, а бензин получается при использовании технологии цеоформинга (производства высокооктановых неэтилированных бензинов от Аи-80 до Аи-95 каталитической переработкой на цеолитных катализаторах). Такие установки требуют значительно меньших капитальных вложений с меньшим сроком окупаемости", считает Казимира Ионе.

Строить или модернизировать?

Конечно, в масштабах региона доля топлива, производимого на мини-НПЗ, станет заметной только тогда, когда количество заводов можно будет измерять десятками. Пока же погоду на рынке делают крупные НПЗ.

Высокие цены на нефть мешают реализации крупных планов ее переработки

Как рассматривалось выше, у сибирских НПЗ еще есть резервы мощности. Сегодня на них по крайней мере необходима модернизация производства, чтобы повысить глубину переработки поступающей нефти: в Ангарской нефтехимической компании она составляет 70%, на Ачинском НПЗ 67%. В то время как на Омском НПЗ 84,1%. Поднятие глубины переработки до уровня омского завода равносильно экономии тонны нефти на каждые шесть перерабатываемых тонн в Ачинске и на семь тонн в Ангарске.

В этом году АНХК планирует затратить на модернизацию около 60 млн долларов. Существенная модернизация идет на Омском НПЗ. По словам главного технолога ОНПЗ Владимира Генералова, "Вводится в строй установка тактового налива, которая полностью автоматизирует процесс отгрузки готовой продукции и сократит выбросы паров углеводородов в атмосферу. Планируется реконструкция блока гидроочистки дизтоплива (она начнется в 2007 году). Это позволит выпускать топливо стандартов Евро-3, Евро-4, а строительство блока изомеризации легкой нафты увеличит глубину переработки нефти".

О создании нового НПЗ в Сибири недавно заявил губернатор Томской области Виктор Кресс. Он считает, что в регионе необходимо строить крупный нефтеперерабатывающий завод стоимостью до 500 млн долларов, им поручено разработать предварительное обоснование проекта. По его словам, одна из компаний уже готова вложить в проект строительства НПЗ нужную сумму.

Но нужно ли вводить новые мощности, если их нечем будет загрузить? Сегодня, как ни парадоксально, высокие цены на нефть мешают реализации крупных планов ее переработки. Нефтедобывающие компании считают свои деньги. И экспортировать сырье для них выгоднее, чем перерабатывать, вкладывая дополнительные средства и ожидая отдачи в течение длительного времени. В этих условиях полной загрузки сибирских НПЗ не предвидится, а значит нас вполне может ожидать бензиновый кризис.