Сприходом лета зазеленела трава на футбольных полях, и болельщики потянулись на трибуны стадионов, привлеченные игрой местного футбольного клуба. Можно ли получить прибыль с этой массы фанатов — возникает резонный вопрос у менеджера. Ответ на него региональным спортивным клубам известен давно: нельзя. Да и рассматривать спорт как бизнес в принципе в России пока не получается. Что же тогда привлекает инвесторов в спорт, и почему, несмотря на эти трудности, ему удается даже развиваться?
Цена приобщения к прекрасному
Мы посмотрели, в какую сумму обходится удовольствие владения профессиональным футбольным клубом, и как она отражается на успехах на футбольных полях.
Сибирь в профессиональных турнирах в сезоне 2006 года представляет футбольный клуб «Томь», играющий в премьер-лиге, новосибирский «Сибирь» и красноярский «Металлург» — представители первого дивизиона. Во втором дивизионе из тринадцати команд в зоне «Восток» десять представляют Сибирский федеральный округ.
Итак, сколько стоит приобщение к элите российского футбола? Официальный бюджет «Томи» на 2006 год — 740 млн рублей. В него входят также расходы на строительство новой базы (около 150 млн) и на реконструкцию некоторых других спортивных объектов. По меркам премьер-лиги деньги небольшие: бюджет клуба средней руки составляет около 1,5 млрд рублей. В то же время к бедным клубам вроде «Спартака» из Нальчика и пермского «Амкара», бюджет которых — порядка 200 млн рублей, томскую команду не отнести. Зато ее успехи впечатляют: к перерыву турнира премьер-лиги в этом году команда подошла на третьем месте, а прошлый сезон дебютант премьер-лиги завершил на десятой строчке при 16 командах-участниках.
Требования к бюджету клубов первого и второго дивизионов устанавливает Профессиональная футбольная лига (ПФЛ). Они неизменны уже несколько лет и составляют 3 млн долларов и 1,5 млн долларов соответственно (около 80 млн и 40 млн рублей). Но для успешного выступления в лиге желательно все-таки иметь суммы, превышающие минимум. Проблемы красноярского «Металлурга» в текущем сезоне (22-е место из 22 команд) происходят во многом из-за трудностей в финансировании, которые клуб испытывал в начале года. В итоге полноценно подготовиться к сезону не удалось.
Что касается клубов второго дивизиона, то здесь даже с меньшими суммами, чем у красноярского «Металлурга», можно ставить задачи повышения в классе. Так, бюджет омского «Иртыша» на этот год составляет 40 млн рублей, что дает основания руководителям ставить цель выйти в первый дивизион. Сопоставимым бюджетом располагает новокузнецкая команда «Металлург-Кузбасс», годом ранее игравшая в первом дивизионе и планирующая в него вернуться. Таким образом, конкуренция в этом году обещает быть серьезной.
Источники благоденствия
Где же берутся столь существенные суммы на поддержание команды? Обычно финансирование клуба идет из двух источников: деньги из бюджета города или области, которые представляет команда, и спонсорская финансовая помощь. При этом исторически сложилось, что первый источник средств обильнее. Как можно понять, при такой схеме многое зависит от личного интереса руководителей города и региона к спорту. Они имеют возможность не только помочь родному клубу средствами бюджета, но и «попросить» ведущие местные предприятия финансово поддержать команду.
В качестве спонсоров традиционно выступают крупнейшие предприятия региона. Например, «Томскнефть» спонсирует «Томь»», «РУСАЛ» — красноярский «Металлург», корпорация «Илим Палп» — «Сибиряк» из Братска. Обходится им это в различные суммы в зависимости от дивизиона и степени участия в финансировании. Так, в прошлом году большую часть 400-миллионного бюджета «Томи» оплатила «Томскнефть». Из 55-миллионного бюджета красноярского клуба 15 млн внес «РУСАЛ».
Считаем доходы
Как же получить от большого спорта хоть какие-то деньги? Первое, что приходит на ум, — продажа билетов. Тем не менее здесь особо развернуться негде. Во-первых, билеты в России по европейским меркам сравнительно дешевы, и этих денег обычно едва хватает на аренду и обслуживание стадиона.
Даже «Томь», играющая в премьер-лиге, а потому имеющая основание устанавливать относительно высокие цены, по словам пресс-секретаря команды Олега Игрушкина, получает с этого не основную часть дохода. Вдобавок вместимость российских региональных стадионов также не может конкурировать с европейскими аналогами: так, стадион «Труд», на котором играет «Томь», могут посетить 15 тыс. человек. Эта арена — одна из самых больших в Сибири: вместимость стадионов, на которых играют клубы низших лиг, — 4–10 тыс. человек. Средняя вместимость и посещаемость в российских регионах ниже показателей европейских лиг. Лишь считанные команды собирают дома до 25–30 тыс. болельщиков.
Продажа прав на телетрансляции, которая в Европе приносит клубу до половины доходов, в России делает только первые шаги. Контракты телевизионщиков с ведущими лигами Франции и Англии составляют порядка 650 млн долларов, которые потом распределяются между клубами с учетом их достижений и частоты попадания на топовые позиции в трансляциях. Отдельным европейским клубам удается получать с этого совершенно фантастические суммы. Контракт «Ювентуса» со Sky Italia предполагает выплаты в 184,5 млн евро за сезоны 2005–2006 и 2006–2007 годов.
По трехлетнему контракту между премьер-лигой и компанией Fedcom Media на 2005 год, лига должна была получать скромные 16,5 млн долларов ежегодно, но соглашение было разорвано в этом году. При этом качество игры и бюджеты команд, выступающих в России и во Франции, сопоставимы. Секрет успеха европейцев прост — обилие подписчиков на платных каналах, по которым и транслируется футбольное зрелище. В России их число пока мизерно. Этим можно объяснить ту пропасть, которая отделяет российские и европейские клубы в доходах от трансляций. Показы матчей региональных клубов обычно ведутся на местных каналах и особых денег никому не приносят.
Продажа атрибутики дает крайне незначительные доходы: это скорее почетная обязанность команды, чем источник пополнения бюджета. Последнее, что может реально пополнить казну клуба, — продажа воспитанников собственной футбольной школы. Здесь сложность состоит в том, что для формирования отлаженной спортивной школы требуются годы, а деньги нужны уже сейчас.
Про социальную ответственность власти и болельщиков
Зачем же организации и бюджеты различных уровней продолжают вкладывать деньги в спорт? Спорт, как мы убедились выше, — проект не коммерческий, а социальный, власти озабочены вопросом здоровья нации и в том числе спортивных болельщиков. Зрительский интерес формирует здоровую спортивную культуру. Особенно актуально это стало с 2005 года, когда по принятому закону было запрещено распитие пива в общественных местах, к коим отнесены и стадионы. И хотя при определенной ловкости пронести спиртные напитки можно и сейчас, посмотреть игру навеселе стало проблематичнее.
В то же время истинных фанатов местного футбола не так много — большинство людей воспринимают футбол все-таки не как вид спорта, а скорее как развлечение. Интерес болельщиков сильно зависит от класса игры и турнирной ситуации. Например, на матчи «Металлурга-Кузбасс», игравшего во второй лиге, приходили около двух тысяч человек. Выйдя в первую лигу в 2003 году и ударно начав сезон, команда собирала на стадионе по десять тысяч человек. Уже на следующий год вместе с результатами упала и посещаемость — примерно до семи–восьми тысяч. За успехами команды во втором дивизионе, куда команда вернулась в 2006 году, наблюдают одна-две тысячи зрителей. Схожую динамику можно наблюдать и на примере других команд, переживших взлет и падение в низшие дивизионы.
Проблема коммерциализации спорта заключается и в том, что даже из имеющегося «материала» у региональных клубов с трудом получается делать зрелище. Некоторые спонсоры заявляли, что по соотношению «затраты–зрелищность» российский футбол уверенно занимает последнее место. В сибирских городах с населением около полумиллиона человек футбол (и вообще коллективные виды спорта) конкурирует с другими, неспортивными развлечениями. На него обычно ходят люди, не особо близкие к спорту. Поэтому актуален вопрос маркетинга в плане и привлечения, и удержания зрителей.
С этим пока не очень хорошо. Например, «Сибирь» заявила об амбициозных планах на этот сезон и энергично начала его (на середину июня команда шла на четвертом месте), что привлекло болельщиков на трибуны. Но стадион команды оказался к такому буму не готов: на нем работают две кассы, а удовольствие приобретения билетов непосредственно перед матчем вполне может затянуться на тайм. Таким образом, спорт остается социальным проектом на бюджетные деньги.