Волна судебных решений о закрытии ряда региональных отделений политических партий прошла сразу по нескольким регионам Сибири. В Красноярском крае на основании исковых заявлений Главного управления Федеральной регистрационной службы (ФРС) по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому автономным округам ликвидированы семь и могут быть расформированы еще два отделения. В Читинской области две политические партии лишатся своих отделений, в Омской их количество сократится с 30 до 25.
Подоплека этого процесса — вступившие в силу поправки к законодательству о политических партиях в России. Как сообщила начальник отдела контроля некоммерческих организаций красноярского управления Федеральной регистрационной службы Татьяна Вагина, еще в конце 2004 года изменениями в Федеральный Закон «О политических партиях» предусмотрено увеличение численности партийных объединений: на уровне федерации она составляет не менее 50 тыс. членов, на региональном — не менее 250. «До 1 января 2006 года политические партии должны были привести свою численность в соответствие с требованиями закона, — отметила она. — Сейчас проводится проверка, и, как оказалось, далеко не все смогли пополнить свои ряды».
В разряд закрытых и закрываемых в Красноярском крае попали отделения Народно-патриотической, Народно-республиканской партий, партии «Свобода и народовластие» и некоторых других. В судах рассматриваются иски по закрытию Республиканской, Национально-консервативной партии. Закрытия идут и в Новосибирской области. Причем не без скандалов.
К примеру, Новосибирский областной суд вынес решение о закрытии Республиканской партии. Повод в отличие от других партий, которые не смогли набрать необходимое количество членов, — нарушения в оформлении документов. В частности, заявку на регистрацию подписал якобы не легитимный лидер партии. «Этот прецедент — еще одно доказательство административного давления, оказываемого на Республиканскую партию России, — заявил на состоявшейся пресс-конференции депутат Государственной Думы РФ, член политсовета Республиканской партии Святослав Насташевский. — Не в силах противостоять реально работающей оппозиционной политической партии, ФРС инициирует закрытие регионального отделения партии по крайне несущественному основанию. Решение суда — лишь часть политического процесса, направленного на ликвидацию любых оппозиционных партий на политическом поле».
По словам руководителя информационно-аналитической службы фонда «Сибирь-Форум» Игоря Козлова, с одной стороны, процесс зачистки объективен. Партии, которые носили маргинальный характер и не могли организационно выстроить свою работу, должны уйти с политической арены. «Противостоять на выборах в региональные органы власти таким крупным партиям, как «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, они все равно не способны, — отметил он. — Отделения не смогут преодолеть пятипроцентный барьер. Но есть и оборотная сторона медали. В России постепенно исчезают признаки гражданского общества с многопартийной политической системой. Фактически идет процесс сужения политического поля для граждан, благодаря чему на этом «рынке» останутся лишь три–четыре крупных партии, в которых не все видят своих кумиров».
По мнению Игоря Козлова, потенциальные избиратели могут остаться без альтернативы. И этот факт способен привести в первую очередь к росту протестного голосования. Учитывая тот факт, что из бюллетеней для выборов может исчезнуть графа «против всех», электорат начнет голосовать ногами — то есть просто не пойдет на выборы. И в этом плане перед властями и политическими партиями встанет проблема: если выборы федерального уровня еще могут быть обеспечены явкой избирателей за счет организованной информационной поддержки, то региональные — под угрозой низкой явки и перспективы срыва. Подобная ситуация была в Новосибирске в 2000 году, когда выборы в местный горсовет состоялись лишь в шести из 25 округов.
Теперь, в связи с исчезновением небольших политических объединений, стоит ожидать высвобождения доли электората, который пополнит ряды «протестантов». И, с одной стороны, у корифеев политической арены не будет выбора, кроме как постараться максимально привлечь высвободившихся избирателей в свои ряды, а у властей — завлечь их к избирательным урнам. Как считает Игорь Козлов, для этого понадобятся изменения в самих принципах выборных пиар-кампаний и значительные финансовые вливания.