Новые координаты

Истощение сырьевой базы — одна из насущных проблем черной металлургии в Сибири. Решить ее можно при помощи освоения месторождений железной руды Красноярского края и Томской области

Вектор неблагоприятной экономической конъюнктуры в черной металлургии сменился на противоположный. Пикировавшие в течение двенадцати месяцев цены на сталь возросли до уровня начала прошлого года — 720 долларов за тонну листового проката, 520 долларов — за сортовой прокат. Сколько продлится увеличение, сказать сложно. «Цены на продукцию металлургов увеличатся вслед за ростом цен со стороны железорудных предприятий. До конца года по долгосрочным контрактам они вырастут на 19–25%», — говорит аналитик БКС Вячеслав Жабин.

На любом рынке цены напрямую диктуют интенсивность и объемы выпуска продукции. Металлургия не исключение. Так, по данным Министерства промышленности и энергетики, в 2005 году доля металлургического комплекса в промышленном производстве России составила 16%, из них 10% пришлось на черную металлургию. Правда, темп прироста объема металлургического производства составил лишь 2,2% по отношению к 2004–му. Тогда как за первые четыре месяца 2006 года он вырос на 6,7%. Все равно показатели невысоки.

Масла в огонь подливает возможность введения Министерством экономического развития и торговли плавающей ставки налога на добычу полезных ископаемых в цветной и черной металлургии в зависимости от ценовой конъюнктуры на внешнем рынке. Эта мера рассматривается как средство снятия излишков сверхприбылей российских и сибирских, в частности, горнорудных предприятий, зарабатывающих на благоприятном рынке. Куда более серьезная проблема добытчиков — явный дефицит сырьевой базы — правительство не волнует.

Новые координаты

Специфика сибирской металлургической отрасли — в удаленности сталеплавильных производств от горнорудных предприятий. Железорудное сырье для Западно-Сибирского металлургического комбината (принадлежит «Евраз Груп С.А.») завозится с Коршуновского, Михайловского ГОКов и предприятий «Евразруды». А это накладные расходы, связанные с транспортировкой железорудного концентрата: расстояния составляют от 1,9 тыс. до 4,5 тыс. км. На самих же горно-обогатительных комбинатах обеспеченность рудами с достаточным содержанием железа выходит на первый план.

Пример — Коршуновский ГОК (Иркутская область). Он разрабатывает три месторождения — одноименное Коршуновское, а также Рудногорское и Татьянинское. Последнее в настоящее время относится к затухающим, оно никогда не имело серьезного веса в структуре ГОКа. На Рудногорском и Коршуновском сейчас ведется пересмотр запасов, а на Коршуновском карьере прорабатывается возможность понижения дна.

Аналогичная ситуация складывается и в европейской части страны. Многие месторождения за время многолетней эксплуатации уже подошли к отметке, после которой требуется пересмотр технологий их отработки. В то же время некоторые недра на территории Сибири, не отрабатываемые, а иногда и малоизученные, просто нерентабельны из-за низкого содержания железа в руде (промышленную добычу можно начинать с 32%). 

Очевидно, что следует искать новые координаты сырьевой базы. В зоне внимания металлургов может оказаться Красноярский край. Здесь несколько железорудных провинций, но действуют всего два крупных предприятия — ОАО «Ирбинское рудоуправление» (входит в «Евразруду», горнорудное подразделение «Евраза») и теперь уже самостоятельное ОАО «Краснокаменское рудоуправление». Обеспеченность Ирбинского рудного узла (включает несколько участков) составляет не менее 25 лет (на самом Ирбинском — только восемь лет), при этом богатые участки входящего в него Бурлукского месторождения (запасы — более 32,5 млн тонн, с 45-процентным содержанием железа) способны дать очень высокое качество железорудных концентратов.

Освоение новых месторождений края — дело ближайшего будущего, среди них выделяются наиболее перспективные: Ангарско-Питский бассейн (запасы — более 1,5 млрд тонн), Казырская группа (свыше 250 млн тонн). Как бы там ни было, начавшийся процесс переоценки возможностей своих запасов игроками рынка уже пошел. Скорее всего, на волне высоких цен вложения в приобретение, разведку и освоение железорудных месторождений будут только увеличиваться. Это подтверждается и тем, что совсем недавно началось освоение Полынянского участка (содержит 2,5–3 млрд тонн руды) Бакчарского железорудного узла.