Очередной и уже никого не удививший скачок цен в преддверии уборочной кампании вновь поднял бензиновую проблему. Налог на добычу полезных ископаемых привязан к мировому рынку, поэтому повышение внутренних цен вслед за внешними — факт очевидный.
В то же время нефтепромышленники постоянно жалуются на высокую налоговую составляющую в стоимости продукта и высокую таможенную пошлину на экспорт и сдерживать цены не в состоянии. Не могут они (или не хотят) вкладывать деньги в модернизацию мощностей. В итоге издержки производителей ложатся на плечи потребителя. По сравнению с июнем 2005 года в среднем по стране розничные цены на горючее выросли на 16%, оптовые — на 18%.
Чуть меньше года назад участники программы «Времена» в ходе обсуждения проблем роста цен на горючее пришли к выводу, что пороговое значение, при котором многие граждане перестанут покупать бензин, равняется как раз двадцати рублям. Их предположения оказались верными: согласно недавним исследованиям ВЦИОМа, 18% автовладельцев готовы отказаться от использования автомобиля при повышении цены до этой отметки.
Ситуация с тарифами в регионах Сибири неоднозначна. Весь июль розничные цены постепенно росли, реагируя на повышение оптовых в тех регионах, где они изначально были более низкими — в Барнауле и Томске. Стабильностью отличались новосибирские и омские заправки, где к 18 рублям автовладельцы начали привыкать еще весной. В Иркутской области уже сейчас цена литра 92-го вплотную приблизилась к 20-рублевой отметке. Скакнули цены даже в обособленном Кемерове, где их ограничивала местная власть.
В том, что цены на бензин выше 20 рублей приведут к экономическому кризису, уверен бывший министр топлива и энергетики, ныне председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. Дабы не случилось паники, власть и нефтяные компании, переждав пару месяцев (период повышения цен), договорятся и зафиксируют их, как это было в прошлом году. Но это временное решение только отложит вопрос до весны.
Глобально российское правительство реагирует на проблему иначе: в последнее время наблюдается четкая тенденция укрепления позиций нефтяного госхолдинга «Роснефть» и ослабление частных нефтяных компаний. Мы идем к прежней монополии или хотя бы к ее демократическому подобию. Очевидно, иного выхода нет.