Будьте здоровы

Ольга Шадрина
14 августа 2006, 00:00
  Сибирь

Частной медицине в ближайшее время предстоит взять сразу несколько серьезных барьеров: разрешить кадровый вопрос, сформировать инвестиционную привлекательность бизнеса и создать перспективную базу специализированных помещений

В полне возможно, что в ближайшее время, через год-другой, в сибирском здравоохранении наступят перемены. Для этого есть все предпосылки. Отчетливые контуры рынка медицинских услуг должны обозначиться у национального проекта «Здоровье». Сегодня пока можно говорить лишь о значительном притоке денег в государственный сектор, при этом в нынешней ситуации довольно сложно прогнозировать, как эти вливания скажутся на рынке медицинских услуг в целом. Поэтому стоит ожидать формирования более или менее четкой позиции государства по отношению к частной медицине, и тогда уже определится тренд дальнейшего развития негосударственного сектора услуг в области здравоохранения.

Заря без правил

Долгое время в Новосибирске было единственное негосударственное медицинское учреждение — центр «Сирена», открывшийся еще в конце 1980-х. Только в 1996 году в городе появились еще две частные клиники. Сначала медицинский центр «Авиценна», а следом центр «Наедине». «Когда мы начинали работать, конкуренции на этом рынке практически не существовало. И потому нам было и просто, и сложно. С одной стороны, возможность организовать неограниченный поток клиентуры. С другой — на тот момент еще не сформировались законы рынка частных медицинских услуг, и нам приходилось работать наощупь, — вспоминает коммерческий директор клиники «Наедине» Елена Назарова. — Например, было совершенно непонятно, каким образом мы должны соблюдать права потребителя: за что мы отвечаем головой, а что не наша проблема. Подобные коллизии на тот момент решались не по нормам и правилам, а по совести. Сейчас, несмотря на ужесточившуюся конкуренцию, ситуация гораздо лучше, потому что появились устоявшиеся правила игры».

Переломным в короткой истории новосибирской частной медицины участники рынка называют 2000 год. Именно тогда в городе начался активный рост сектора негосударственного здравоохранения. В большом количестве открывались частные кабинеты, специализирующиеся на самых прибыльных и востребованных направлениях — стоматологии, дерматовенерологии и женском здоровье.

«В то время массово уходили специалисты из государственных медучреждений. Они собирались вместе, создавали свои центры. Причиной бегства становилась нерегулярная выплата и без того низкой заработной платы. К тому же тогда в поликлиниках и больницах начали вводить новые формы медицинской отчетности, из-за которых врачу приходилось больше заниматься писаниной, а не практической работой. Все это раздражало моих коллег. На этой волне и появился наш медицинский центр», — говорит директор лечебно-диагностического комплекса «Сибирский сердолик» Александр Евстигнеев.

Последним заметным событием в новосибирском негосударственном секторе здравоохранения стало открытие в апреле 2004 года медицинского центра «Здравица». Оно не прошло незамеченным по одной простой причине — до сих пор в Новосибирске не было прецедента создания частной многопрофильной современной клиники VIP-класса. Крупные медицинские центры, как правило, вырастали постепенно из относительно небольших учреждений. В последующие два года подражателей у учредителей «Здравицы» так и не появилось. Это, считают участники рынка, неслучайно.

Ящик Пандоры

Причин для штиля на рынке платной медицины достаточно. Одна из основных, о которой говорят руководители частных медицинских центров, — непредсказуемость рынка.

С одной стороны, слишком много внешних факторов, влияющих на ситуацию в негосударственном секторе медицинских услуг. Настолько много, что учесть и с высокой долей вероятности спрогнозировать дальнейшее развитие событий практически невозможно. С другой — нет объективных данных статистики как о самом рынке, так и о состоянии здоровья населения. В результате в частных клиниках не всегда могут четко знать, куда они пойдут дальше. «Сегодня у нас есть несколько вариантов дальнейшего развития бизнеса. Но какой из них окажется наиболее эффективным, сказать сложно. Ведь чтобы просчитать любой бизнес-проект, нужна статистика. А ее в медицине нет. Потому нам пока приходится ориентироваться только на собственные предположения и на оценочные мнения специалистов», — отвечает на вопрос о стратегии развития предприятия генеральный директор медицинского центра «Здравица» Наталья Сухова.

Да и сам новосибирский рынок частных медицинских услуг еще не настолько развит, чтобы четко формулировать собственные тенденции. Сильных, оснащенных по самому последнему слову техники, крупных частных клиник в Новосибирске не более пяти.

В условиях непредсказуемости рынка привлечение инвестиций, в которых так нуждаются сегодня частные клиники, становится одной из самых сложных задач. «Отношение банков к нашему бизнесу скептическое. Получить кредит довольно трудно, — рассказывают в «Сибирском сердолике». — Нет, при наличии залоговой базы, конечно, можно. Но вот бизнес-план будущей клиники как предложение к сотрудничеству банками не рассматривается». Поэтому чаще всего клиники развиваются за счет собственных средств. А иногда медицинский центр выступает своего рода побочным бизнесом или дорогой игрушкой в семейном наборе эффективных компаний. «Мой муж всегда делал максимально яркий, блистательный, выгодный бизнес. И с его позиций медицинский центр — просто ерунда! — говорит Елена Назарова. — Гораздо проще и выгоднее доставлять медицинское оборудование, продавать стоматологические материалы, но мне это неинтересно».

Кадровый вопрос — еще одно серьезное препятствие на пути развития частной медицины. Недостаток квалифицированных врачей и среднего медицинского персонала сегодня все чаще ставит под вопрос бизнес-планы руководителей клиник. «Существует реальная проблема смены поколений. Выпускники медакадемии предпочитают работать в более денежных направлениях: фармацевтике, продаже медицинского оборудования. Тех же, кто остается в реальной медицине и совершенствуется, занимается наукой, — единицы, — комментирует Александр Евстигнеев. — Так что нехватка специалистов хорошего класса — перспектива пяти ближайших лет».

Поэтому в Новосибирске именно кадры, а не клиент или цены на услуги — один из главных элементов конкурентной борьбы между клиниками. На рынке стало обычным делом переманивать персонал из одного учреждения в другое. «В большей степени, кстати, это касается среднего медперсонала. Врачи еще держатся за свою поликлинику. А вот медсестры как раз смотрят, 9 300 или 9 500 рублей составляет предлагаемая заработная плата, — рассказывают в клинике «Наедине». — И вот эти 200 рублей порой оказываются решающими. Хотя актуальна сегодня и проблема переманивания врачей».

Опытных специалистов не так много, а в существующих условиях у частных медицинских центров нет реального инструмента формирования собственной кадровой базы. Частникам не дано право взращивания молодых специалистов. В штатное расписание негосударственного сектора могут попасть люди только с опытом работы. Выпускники вузов, конечно, имеют право сотрудничать с частными клиниками, но только неофициально. «Сейчас мы хотим закрепить за собой право на образовательную функцию. У нас есть определенные достижения, которыми мы готовы поделиться, есть весомые достижения в области педиатрии, — рассказывает Александр Евстигнеев. — Поэтому мы считаем, что имеем право обучать молодых специалистов на собственной базе и тем самым решать и свою задачу комплектования штатного расписания, и своих коллег».

Но дело не только в том, что молодые специалисты не очень охотно идут работать в больницы, а частные клиники не могут брать выпускников вузов. Проблема кадров возникает еще и потому, что у врачей госмедучреждений нет большого стимула к совершенствованию. Квалификационная категория существенно на зарплату не влияет.

Недостаток квалифицированных врачей и среднего медицинского персонала сегодня все чаще ставит под вопрос бизнес планы руководителей клиник

«Повышение квалификации — это работа. А любой труд должен иметь какую-то перспективу. Но в нашем здравоохранении это не предусмотрено, и, говоря экономическим языком, врач, который после трудового дня занимается повышением своей квалификации, работает больше, но за час времени зарабатывает меньше, чем тот, который только ходит на службу, — поясняет генеральный директор «Авиценны» Борис Айзикович. — И при этом не факт, что их доходы впоследствии будут принципиально разными. Поэтому сегодня и нет эффективно действующей системы повышения квалификации медицинских работников».

Таким образом, с одной стороны, частная медицина может прирастать исключительно кадрами из сферы государственного здравоохранения. С другой — как говорят участники рынка, все, кто хотели уйти к ним, уже ушли. Кроме того, сыграло свою роль повышение заработной платы медикам в государственном секторе. Значит частнику необходимо продумывать дополнительные преимущества работы у него, то есть формировать привлекательность рабочего места, например, за счет более комфортных условий труда и возможности использования в практике современных технологий или же элементарного роста заработной платы.

Строительство против аренды

В Новосибирске с увеличением числа негосударственных медицинских учреждений постепенно образовался дефицит специализированных помещений. Как известно, для поликлиник существует целый ряд обязательных и необходимых для работы требований. Между тем частникам чаще всего приходится работать не в специально построенных, а в приспособленных арендованных помещениях. Негосударственные медицинские центры ищут и находят оптимальный компромисс между арендной платой и потенциальным потоком клиентов, который способно обеспечить то или иное местоположение клиники. «В общем, вопрос помещения сейчас все решают через некоторые небольшие нарушения, чуть-чуть лукавя, — резюмирует Александр Евстигнеев. — Например, совмещают прием специалистов в одном кабинете. Но, безусловно, до грубых нарушений дело не доходит».

Собственные, а уж тем более специально построенные для частной практики здания относятся к разряду экзотических. Свои стены у «Здравицы» и клиники «Наедине». Руководство «Авиценны» размышляет на тему строительства: «Дальше мы хотим расширяться за счет аренды площадей у муниципального здравоохранения. Если нам этого не позволят, мы построим собственное здание. Но строить долго, а кроме того, лучше уж деньги направлять на медицинские технологии, нежели на копание ям».

С точки зрения развития клиники собственное здание предпочтительнее. Ведь аренда гипотетически предполагает вынужденную смену места жительства, которую медицинская техника и мебель не очень любят. «Мы построили собственное помещение после того, как появилась усталость от работы в приспособленных арендованных помещениях, — рассказывает Елена Назарова. — Ведь понятно, что на чужих площадях сложно поставить хорошее оборудование. Все время существует страх потери этой аренды».

Борис Айзикович считает еще одним резервом для формирования собственной базы специализированных помещений для частных клиник существующую государственную сеть здравоохранения. «Больничное место должно быть технологично, оно обязано оказывать медицинскую помощь. А сегодня большинство государственных стационаров не могут заниматься этим из-за слабой технической оснащенности. В результате эти койки превращаются в социальные. Человек ложится полежать, отдохнуть, поделать капельницы 10–15 дней. Все это, конечно, хорошо, но к медицине имеет очень слабое отношение. Медицина — это технологии, предполагающие, что человек приходит в стационар достаточно быстро решить какую-то одну острую конкретную проблему, все остальное уже делается в амбулаторной системе. Частные клиники настроены именно на такой вариант медицинской помощи».

Между тем сегодня взаимоотношения государственного и негосударственного секторов — еще один значимый для дальнейшего развития отечественной медицины вопрос. Руководители частных клиник говорят о неравных условиях конкурентной борьбы. «В государственном секторе все нужды финансирует бюджет, в том числе и покупку аппаратуры, и заработную плату. То есть у них нет экономики производства, — говорит директор «Сибирского сердолика». — И они, предоставляя на государственном оборудовании платные услуги, могут установить любую цену и заработную плату. У нас все зависит от собственных расходов и доходов. Мы должны зарабатывать и на амортизацию оборудования, и на заработную плату, и на развитие». В этих условиях единственным преимуществом частных медицинских центров остается сервис. Если государственные клиники изменят свое отношение к пациентам, частнику нечем будет крыть.

Перспективы

Впрочем, несмотря на существующие проблемы (а у кого их нет?), будущее рынка частных медицинских услуг вполне оптимистично. По оценкам руководителей негосударственных клиник, сегодня только 20% городского населения пользуются их услугами, в то время как постоянными клиентами могут стать до 50% горожан. То есть рынок в состоянии вырасти более чем в два раза, и клиники, в свою очередь, предпринимают шаги для роста клиентской базы.

Одно из самых актуальных направлений — корпоративные клиенты. Благо, постепенно выстраиваемая система добровольного медицинского страхования (ДМС) позволяет все стремительнее развивать этот сегмент. Опять же по оценкам участников рынка, сегодня ДМС охвачено лишь 5% потенциальных клиентов! Мировой опыт подсказывает, что таковых может быть 70–80%. Через страховые компании и самостоятельно частные поликлиники заключают договоры на обслуживание организаций. «Страховым компаниям еще предстоит научиться работать с ДМС. Пока оно идет компаниям в нагрузку к другим видам страхования, например имущества, — говорят участники рынка. — Но ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, и в скором времени эта система начнет работать достаточно эффективно». Растущая клиентская база и, соответственно, увеличивающийся финансовый поток обеспечат развитие наиболее перспективным частным клиникам.

Далее, государство должно окончательно расставить акценты во взаимоотношениях государственного и негосударственного здравоохранения, сформировать близкие или равноценные условия для работы двух систем, выстроить между ними партнерские отношения и дать им единые стандарты обслуживания пациентов.

Сами представители частных медицинских центров считают, что вполне логично негосударственному сектору развивать уникальные и дорогостоящие, то есть высокотехнологичные направления медицины. Государственный сектор должен сконцентрировать свое внимание на оказании недорогой, повседневной и экстренной помощи населению и на профилактике заболеваний.