Банкрот по расчету

Москва, 28.08.2006
«Эксперт Сибирь» №31 (127)
На двух новосибирских ликеро-водочных предприятиях начата процедура банкротства. В России продолжается зачистка от «ненужных» мощностей

Крах двух из трех некогда крупнейших новосибирских производителей водки не стал неожиданностью. Со стороны правительства последовала четкая директива — не выдавать марки должникам.

Журнал «Эксперт-Сибирь» еще весной на своих страницах предрекал банкротство завода «Каолви». В начале 2006 года завод из-за долговых обязательств перед бюджетом не получил акцизов нового образца и приостановил розлив спиртного. Производство водки для куйбышевского предприятия является определяющим направлением бизнеса, удивительно, как он вообще выдержал более полугода простоя.

За неделю до банкротства «Каолви» был объявлен дефолт на ОАО «ВИНАП». Процедура инициирована после того, как ООО «ВИНАП-Инвест» не произвело последнюю выплату по первому траншу облигаций в размере 10 млн рублей.

На самом деле тренд снижения долей предприятий на алкогольном рынке региона наметился еще в начале 2005 года. Компании методично теряли свои позиции, копили долги, и акцизный удар стал своего рода нокаутом для слабых игроков. Сегодня их доля на рынке выглядит чисто символической — менее 1,5% на двоих.

Что касается ВИНАПа, то его руководство после введения в июне этого года процедуры внешнего наблюдения считало, что предприятие удастся вытащить из долговой ямы. Планировалось уже в сентябре–октябре, до введения конкурсного управления, запустить производство, а общий долг перед кредиторами и бюджетом в размере 16 млн долларов погасить в течение последующих полутора лет. Такое заявление можно расценивать не иначе как PR-ход для повышения привлекательности готовящегося к «распродаже» предприятия.

Ясно, что ни основным акционерам завода, ни ФГУП «Росспиртпром» (владеет 33% акций) невыгодно вкладывать средства в «планово-убыточный» актив. Действительно, зачем давать деньги для погашения долгов, чтобы потом предприятие накопило новые?! Поэтому введение на предприятии конкурсного производства не за горами. «На мой взгляд, продавать ВИНАП по частям невыгодно, — считает директор по корпоративному управлению группы компаний «Сенсация» (Новосибирск) Александр Агеев. — Завод изначально создан как объект ликеро-водочной промышленности. Тем более на фоне «Каолви» актив выглядит привлекательно. Его можно без проблем «отдать» более крупному федеральному игроку целиком».

В отношении «Каолви» (Росспиртпрому принадлежит 51% акций) ситуация еще более ясная. Актив не то чтобы невыгодно, а просто невозможно реанимировать через процедуру банкротства, заморозив старые долги. Чем раньше здесь будет введено конкурсное производство, тем лучше. «Каолви» — это по большому счету разливочный цех водки, и его стоимость невелика. При желании любой игрок алкогольного рынка без труда поглотит государственный актив. Правда, нужны ли кому-то старые кирпичные постройки советского образца и полуавтоматизированная линия, еще большой вопрос.

В любом случае и та, и другая компания как отдельная структура уже исчезли с алкогольного рынка Сибири. В оптово-розничном сегменте нет их продукции, и вернуть утраченные позиции в условиях жесткой конкуренции не представляется возможным.

Инициатива по введению новых акцизных марок и, возможно, даже возникшая якобы случайно неразбериха с их выдачей стали инструментом для зачистки алкогольной отрасли от неэффективных предприятий, своеобразным экзаменом — тестом на выживание. С одной стороны, это стимулировало рынок к консолидации активов в руках крупных игроков, с другой — реализовало публично заявленную первостепенной цель повышения качества алкогольной продукции. Хотя обе задачи в конечном итоге призваны облегчить контроль государства над отраслью.

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №31 (127) 28 августа 2006
    Водка
    Содержание:
    Старая водочная традиция

    Известная во всем мире так называемая русская водка — типичный продукт индустриальной эпохи. Именно этот спиртной напиток способствует закреплению социально опасных потребительских запросов

    Реклама