Дары конкуренции

Экономика и финансы
Москва, 28.08.2006
«Эксперт Сибирь» №31 (127)
Банк «у дома» — последняя возможность для экстенсивного развития розничного направления банковского бизнеса. Вскоре борьба за клиентов окончательно перейдет в область сервиса

В2006 году борьба за частных клиентов между кредитными организациями развернулась с новой силой. Розничный сектор стал интересен новым банкам. Игроки рынка постоянно совершенствуют свои главные инструменты привлечения вкладчиков и кредиторов — стоимость услуг и сервис. Эффективность первого уже находится на пределе — разница в процентных ставках, которые предлагают различные банки, практически нивелирована. Это значит, что приходит время сервиса как главного оружия в сражении за доли рынка розничных банковских услуг.

Ставка на ставку

Пока рынок растет такими темпами, что речь не идет о переманивании клиентов. Все банки, стремящиеся получить свою долю, отмечают, что этот рынок еще далек от насыщения. «Сегодня спрос на услуги розничного кредитования превышает предложение. Это позволяет банкам наращивать объемы бизнеса экстенсивным путем, не меняя качества обслуживания. В то же время с развитием банковской системы конкуренция переместится в область сервиса», — говорит начальник отдела по работе с частными клиентами филиала «Новосибирский» ЗАО «Русский банк развития» Дмитрий Кузнецов.

Участники банковского рынка, которые развивают свои розничные продукты, в 2006 году активно работали над привлечением клиентов. Такой гигант розничного рынка, как Сбербанк РФ, в середине августа заявил о снижении ставок по рублевым кредитам и повышении по валютным. В самом банке это решение объясняют снижением темпов инфляции и повышением стабильности рубля. Но аналитики склонны предполагать, что Сбербанк хочет упрочить свое положение. В течение первого полугодия 2006 года его доля на рынке кредитования физических лиц снизилась на 7,8% (с 50,3% до 42,5%). Увеличение процентов по валютным вкладам связывается с ростом стоимости зарубежных заимствований и вряд ли серьезно отразится на перераспределении долей рынка — объем валютных кредитов гораздо меньше рублевых.

Лидеры розничного направления в Сибири по итогам первого квартала этого года (Сибакадембанк, Новосибирсквнешторгбанк, «Уралсиб», Росбанк, Альфа-Банк) во втором квартале объявили о расширении продуктовых линеек и снижении ставок по кредитам. Другие банки (новосибирский филиал банка «Глобэкс», филиал Русфинансбанка) в этом году также планируют наращивание темпов роста кредитования розницы. Русский банк развития запускает программу розничного кредитования с октября 2006-го, и это обозначено руководством банка одним из приоритетных направлений развития.

«Райффайзенбанк Австрия» тоже увеличил в этом году долю кредитов физическим лицам в общем портфеле сибирского филиала. Из новых продуктов Райффайзенбанка в большей степени востребованы кредитные карты с льготным периодом до 50 дней. Также введена единая процентная ставка по автокредитам. С апреля этого года филиал «Сибирский» Райффайзенбанка предоставляет ипотечные кредиты не только в долларах, но и в российских рублях на срок до 25 лет. «Потенциал рынка не исчерпан. Есть место для любых хороших банков. Наша задача не только не отставать от конкурентов, а быть лидерами рынка, законодателями мод, — говорит директор филиала «Сибирский» Андрей Почеснев.

Не хотят отставать и местные банки. Новосибирский Муниципальный банк снизил процентную ставку по ипотечному кредитованию до 11,5% годовых, приступил к реализации программы кредитования на приобретение транспортных средств — легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и автобусов.

Вплотную к клиентам

Вслед за появлением в 2005 году нового розничного формата Альфа-Банка — «Альфа-Экспресс» — весной этого года в Сибири была презентована ребрендинговая программа Русь-банка. Она предполагает открытие дополнительных офисов в каждом районе города, в котором банк заявил о своем присутствии. Банк должен стать для населения такой же привычной частью жизни, как магазин. Для получения основного набора банковских услуг клиент не должен ехать в удаленную от него часть города — офис банка всегда рядом.

Уровень финансовой грамотности населения и популярности банковских продуктов растет. «Если раньше многое приходилось объяснять клиенту буквально на пальцах, то сегодня рядовые граждане, консультируясь по тому или иному виду кредитования, оперируют такими терминами, как «комиссия за ведение счета», «эффективная ставка», «обеспечение по кредиту», — рассказывает заместитель генерального директора Новосибирского Муниципального банка Евгений Меняйлов. Во многом это происходит благодаря крупным игрокам рынка, которые несут в массы новую культуру финансовых отношений и управления своими средствами. Более мелкие игроки хотят воспользоваться усилиями своего крупного конкурента, имея возможность придвинуться ближе к потребителям.

Наиболее ярко эта тенденция проявляется в Новосибирске. Спальные районы еще пока не охвачены, но дополнительные офисы появляются в самых неожиданных местах. В июле этого года на розничном рынке появился новый игрок — Инвестиционный городской банк (входит в группу «Лэнд»). Главное направление — открытие офисов в новосибирских торговых центрах «Фестиваль», «Континент», ТЦ Академгородка. На станциях метрополитена открывает офисы другой новосибирский банк — «Левобережный».

Такая стратегия развития явно не сможет помешать лидерам, а вот мелкие и средние банки получат дополнительный шанс. «Появление новых банков может повлиять на существующий расклад сил, — считает Дмитрий Кузнецов. — В краткосрочной перспективе выход на банковский рынок новых игроков не приведет ни к немедленному падению ставок по кредитам, ни к серьезному изменению требований, которые банки предъявляют к заемщикам. Как правило, ставки по кредитам у новых банков, как московских, так и иностранных, соответствуют местному рынку, а в плане условий предоставления кредитов они могут быть даже более консервативными, чем местные. С другой стороны, новички несут с собой новые стандарты качества обслуживания. И фактор сервиса становится определяющим для клиента».

Объем кредитов, выданных физическим лицам кредитными организациями регионов Сибири, и объем просроченной задолженности на 01.06.2006

Портрет рынка

По данным на 1 июня 2006 года сибирские частные клиенты заняли у банков астрономическую сумму в 123,5 млрд рублей в рублях и 3,7 млрд в валюте. Самые активные заемщики живут в Красноярском крае (64 млрд), Новосибирской (34 млрд) и Кемеровской (30 млрд рублей) областях.

Уровень просроченной задолженности наиболее высок в Новосибирске (2%) и Омске (3,2%). В целом на 1 июня просроченная задолженность частных клиентов по кредитам составляла в СФО 7% от объемов выданных кредитов в рублях и валюте.

По уровню размещенных вкладов населения Новосибирская область опережает другие регионы Сибири. Расположенные здесь местные банки и филиалы московских структур к 1 июня 2006 года аккумулировали более 21 млрд рублей частных клиентов

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №31 (127) 28 августа 2006
    Водка
    Содержание:
    Старая водочная традиция

    Известная во всем мире так называемая русская водка — типичный продукт индустриальной эпохи. Именно этот спиртной напиток способствует закреплению социально опасных потребительских запросов

    Реклама