Национальный уклон

Тема недели
Москва, 28.08.2006
«Эксперт Сибирь» №31 (127)
Редакционная статья

Культура употребления спиртных напитков у любой нации, за исключением, пожалуй, проповедующих ислам, зависит главным образом от качества жизни, уровня благосостояния населения. Состоятельные люди могут выбирать любой напиток, который им по душе, без оглядки на кошелек. Средний класс уже в этом выборе сильно ограничен и пить элитный коньяк или виски при всем желании себе не позволит. Бедняки и вовсе лишены выбора, единственное, что им доступно, — это чекушка среднеклассной водки.

Проблема (или национальная черта) русских в том, что наша мотивация обращения к алкогольным напиткам очень отличается от всех остальных народов. Мы пьем не для того, чтобы почувствовать вкус напитка, но чтобы получить алкогольное опьянение. Конечно, есть такие люди и в других странах, но пьяницами славимся все-таки именно мы. Мы привыкли жить в постоянном стрессе, и этот стресс время от времени просто необходимо в чем-то утопить — и богатым, и бедным, и молодым, и старым. Конечно, лучше «напиваться» так, чтобы поступающая в организм жидкость была не противной, а хорошо сдобренной закуской, но такая возможность есть далеко не у всех.

Так остро, как сейчас и как несколько сотен лет назад, проблема пьянства в России стоит потому, что тех, кто вынужден пить спиртное сомнительного качества, закусывая рукавом, большинство. Будь уровень доходов наших граждан чуть повыше, гуляния за хорошо накрытым столом, пусть и с обилием разнообразного спиртного, воспринимались бы всем мировым сообществом как должное и вполне естественное явление.

Сегодня мы, похоже, наконец-то начинаем подниматься с колен, растет благосостояние граждан. Вместе с ним растут запросы и потребности, в том числе и в алкогольных напитках. Самый яркий пример — пиво. За последний год предложение розничных точек продаж этого напитка расширилось многократно. Появились дорогие диковинные сорта, о которых рядовой россиянин раньше даже и не подозревал. Увеличился ассортимент в бюджетном сегменте. К нам хлынули западные бренды: немецкие, чешские, американские. Под стать им активизировались и отечественные, причем не только федеральные, но и местные. На рынке началась по-настоящему захватывающая игра.

Элитная водка, различные спиртовые настойки тоже появляются на прилавках все чаще, а значит и на них есть спрос. Но ситуация здесь иная, чем с пивом. 90% продаваемой водки — это российские или ближнезарубежные (в основном украинские) бренды. Возможно, дальние иноземцы с радостью пришли бы на наш рынок, да нет у них водки в таком количестве.

В этой ситуации нужно расшевелить нашего производителя, перевести его внимание с массового производства стандартного продукта на более уникальный товар. Разумеется, переход необходимо вести не спеша, добавлять к обычной водке высококлассные сорта постепенно, бутылка за бутылкой. А для этого нужны особые маркетинговые инициативы, требующие немалых затрат. Не говоря уже о вложениях в переоснащение производственных мощностей. Но рынок крепких алкогольных напитков не похож на другие, конкуренция между производителями здесь весьма условна. И чтобы заставить их сменить годами отработанные технологии на новые, изначально более дорогостоящие и трудоемкие, нужна поддержка и помощь государства.

В действиях властей заметно стремление сделать цивилизованной культуру потребления. Взять хотя бы социальную инициативу муниципалитетов, во многих городах запретивших продажу крепких спиртных напитков в ночное время. И даже возникший форс-мажор с акцизами изначально имел благие намерения и далеко идущие планы. Слава богу, разобрались: теперь проведение обследования организаций по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на соответствие лицензионным требованиям, а также выдача федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции попадют под юрисдикцию федеральной налоговой службы. Соответствующее постановление на днях подписал председатель правительства РФ Михаил Фрадков. Если налоговики справятся, то рынок хотя бы избавится от дешевых подделок.

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №31 (127) 28 августа 2006
    Водка
    Содержание:
    Старая водочная традиция

    Известная во всем мире так называемая русская водка — типичный продукт индустриальной эпохи. Именно этот спиртной напиток способствует закреплению социально опасных потребительских запросов

    Реклама