Вокруг разработки перспективного новосибирского плана развития ломаются копья уже давно. Достаточно вспомнить, что принятая муниципалитетом три года назад стратегия развития города предусматривала создание этого документа еще в 2004 году.
Отсутствие генплана тормозит развитие города. Об этом много говорили и энергетики, которые сегодня не представляют, в каком направлении разворачивать строительство своих сетей, и строители, и транспортники. «Поскольку его разработка требует больших денег и невыгодна ряду чиновников, работа над документом долго не велась, — считает директор аналитического агентства RID Analytics Елена Ермолаева. — До недавнего времени, когда у Новосибирска не было даже карты зонирования городских территорий, сотрудники строительных компаний сами приходили в мэрию с предложениями застройки города. В результате появлялись жилые дома без дворов, бизнес-центры в глубине жилых кварталов и прочие неконцептуальные объекты».
16 августа представители мэрии при участии многих проектных организаций наконец представили на суд общественности, нет, не сам план, а еще только наработки — так называемые Концептуальные основы генерального плана города Новосибирска на период до 2030 года. И это позволяет предостеречь авторов от самой главной ошибки, которая может закрасться в будущий план развития города.
Лицом к городу будущего
Каким видят разработчики Новосибирск в 2030 году? Все зависит от того, какой путь развития его ждет. Сами авторы концепции выделяют три сценария: первый — город развивается, как промышленный и научный центр; второй — как торгово-транспортный сервисный; третий — как инновационный информационный. По их мнению, наиболее предпочтителен второй сценарий, о чем свидетельствует анализ инвестиционной активности строительного бизнеса в Новосибирске (выделяются площадки под крупные логистические центры, торговые склады, оптовые рынки, бизнес-центры, торгово-развлекательные центры).
Авторы признаются, что в их работе не обошлось без использования разработок и исследований проектных организаций 1960–1970 годов. Именно тогда были определены нынешние районы застройки, рекреационные и промышленные зоны, основные транспортные магистрали и направления их дальнейшего развития. «Многие предложения предшествующих генеральных планов остались в значительной степени нереализованными, — говорится в концепции. — Прежде всего это касается транспортной системы города (ориентировочно реализовано до 20–25%), системы общественного центра и культурно-бытового обслуживания (до 30%), программ жилищного строительства (до 40%). Это привело к углублению градостроительных проблем: критической перегрузке улично-дорожной сети, отставанию в развитии инженерной инфраструктуры, особенно энергетического хозяйства».
Мысль ясна: надо доделать то, что придумано раньше, конечно, с учетом новых тенденций — к примеру, изменились за многие годы транспортные потребности жителей. Если раньше маршруты передвижения проходили в основном в направлении от спальных районов до промышленных предприятий, то теперь практически в любом районе есть офисы, склады, предприятия среднего и малого бизнеса. Соответственно, все точки города надо сделать равнодоступными. Решить транспортные проблемы предполагается путем строительства новых мостов через Обь, двухуровневого Бердского шоссе, а также прокладки линий наземного метро по эстакаде или в наземной выемке.
Промышленные объекты в черте города разработчики рекомендуют переносить за ее пределы. Особенно в центре и вблизи от него — такие как Новосибирский жиркомбинат и молочный завод на улице Урицкого. Также предполагается перенести из центра Речной порт, а территорию городского аэропорта Северный перепрофилировать, по согласованию с новыми владельцами аэропорта, под жилую застройку.
Бизнес голосует ногами
Что мы видим, читая этот документ? По большому счету он закрепляет те тенденции развития, которые и без него наметились в развитии города. Например, перенос промышленных предприятий из центра рано или поздно станет объективной необходимостью для их руководителей из-за слишком высокой стоимости земли.
Но генплан должен не идти вслед за тенденциями развития города, а сам их формировать. Только тогда он станет не просто инструментом, направляющим развитие, а еще и конкурентным преимуществом, позволяющим это развитие активизировать.
Разработчики считают, что привлекательность, конкурентоспособность Новосибирска по сравнению с другими территориями существуют по определению, как некая данность. «Уже сегодня Новосибирск стягивает в себя не только финансовые и логистические потоки, но прежде всего человеческие ресурсы. Город реально становится деловым, финансовым, информационным центром региона», — говорится в концептуальных основах генплана Новосибирска. Как ни странно, но с этим утверждением можно и нужно спорить.
«Город нужен бизнесу, потому что в мегаполисе зарабатываются деньги. А населению — потому что там есть возможность их зарабатывать и тратить. Если люди с деньгами не смогут жить при определенном качестве жизни, они заберут свои капиталы и покинут город, — говорит президент Сибирской гильдии управляющих и девелоперов коммерческой недвижимости Олег Луговой. — До сих пор власти Новосибирска не озвучили, какие шаги будут сделаны, чтобы здесь стало выгоднее вести бизнес предпринимателям и комфортно жить населению. Бизнес не услышал сигнала от городских властей и потому, к сожалению, голосует ногами — уходит с этой территории».
По мнению главного архитектора ООО «АкадемСтройИнвест» Артура Лотарева, «просчитать в деталях, как будет развиваться город, невозможно. Поэтому проектировщики боятся конкретики в планах, стараются размыть его параметры».
Возможно, дело в слишком высоких затратах на разработку генерального плана. Объявлено, что Сибирская инвестиционная архитектурно-строительная компания (Новосибирск), победившая в конкурсе муниципалитета по выбору исполнителя городской целевой программы «Генеральный план города Новосибирска», доведет генплан до ума за сумму более 40 млн рублей. На эти деньги будет разработан план современного состояния территории Новосибирска, каркасный план с транспортной схемой, ограничениями и разработкой зон перспективного развития. Затем настанет черед схем инженерного обеспечения города, развития социальной инфраструктуры и развития пригородной зоны города.
Подобная работа, выполненная международными организациями соответствующего профиля, обошлась бы значительно дороже. Но уместно ли экономить на генплане? С другой стороны, означают ли в этом деле большие деньги большее качество? Ответа ждать недолго — уже к концу этого года у Новосибирска появится собственный генеральный план развития. Конкурентное преимущество города — не данность, его нужно поддерживать и увеличивать, предпринимая для этого определенные шаги. Разработка генерального плана и есть такой шаг, и важно не упустить имеющиеся возможности.