Кругляк или брус

18 сентября 2006, 00:00
  Сибирь

Дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса Иркутской области зависит как от частного бизнеса, так и от решений региональных властей, считает директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления корпорации «Илим Палп» Дмитрий Чуйко

— Лесная промышленность России ориентирована на экспорт круглого леса за границу, прежде всего — в Китай. Для «Илим Палпа» это приоритетное направление?

— «Илим Палп» не занимается экспортом необработанной древесины. Вся заготовленная нами древесина перерабатывается в России. Экспорт круглого леса волнует нас в ином плане: наши перерабатывающие мощности превышают объем древесины, который поставляют собственные лесозаготовители. Мы покупаем 40–45 процентов требуемой древесины, а ее норовят отправить за рубеж.

Поэтому направленность российского ЛПК на экспорт круглого леса не может на нас не влиять. Чтобы сократить экспорт круглого леса, Федеральным агентством лесного хозяйства разработана Национальная программа по противодействию нелегальным рубкам, в Иркутской области созданы первый лесные терминалы. Процесс идет, и от этого выиграют внутренние производители, так как поставки круглого леса будут переориентированы внутрь страны.

— Как у вас решаются задачи в одной из приоритетных задач для лесной отрасли — модернизации лесопильного производства?

— Наша программа — поэтапная. Она зависит и от решений администрации территорий, на которых работают наши предприятия. Перед нами стоит дилемма: либо вести модернизацию в лесопилении, борясь за внешние рынки (и в первую очередь китайский), либо перестраивать комплексы с прицелом на более глубокую деревообработку, ориентированную, в частности, на деревянное домостроение.

— Тогда от чего зависит выбор приоритета?

— Во многом, помимо экономических расчетов, это зависит от того, будут ли осуществляться реальные государственные действия по инвестиционному регулированию и развитию деревянного домостроения. Например, изменится ли законодательство в отношении ипотеки, сформируется ли госзаказ на продукцию деревянного домостроения. Бизнес должен знать, что как минимум половина его продукции гарантированно реализуется. Это позволит снизить риски и развернуть масштабную, целенаправленную работу. Пока же акцент в деревянном домостроении делается на пригородные дома элитного класса, а никак не на доступное, комфортное, всесезонное жилье эконом-класса.

— Как решаются вопросы благотворительных и социальных программ на иркутских предприятиях «Илим Палпа»?

— До некоторых пор реализация социальных программ осуществлялась так: появлялись различные инициативы со стороны администраций городов или районов, и они нами финансировались. Проблема заключалась в том, что они выбирались бессистемно и зачастую теми людьми, которые на самом деле далеки от конкретных проблем. И нам делать выбор было непросто, тем более из Санкт-Петербурга.

Поэтому мы полностью перестраиваем формирование и реализацию социальных и благотворительных программ. В этом году созданы попечительские советы на местах в Братске, Усть-Илимске, которые состоят из представителей местной власти, производственников, жителей региона. Такой механизм защищает от неэффективного расходования средств, дает более объективную оценку нужд населения и устраняет коррупционные или иные методы влияния — процедура происходит открыто и публично. Надеемся и результативно.

Подготовил Артем Слепец