Лес, нефть и аллюминий

Екатерина Сухова
18 сентября 2006, 00:00
  Сибирь

Сегодня в структуре экспорта Иркутской области преобладает сырьевая составляющая. Но доля переработанной продукции постепенно растет

Иркутская таможня по итогам первого полугодия 2006 года зафиксировала существенное увеличение количества оформленных таможенных деклараций (на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), причем число грузовых таможенных деклараций по экспортным операциям двадцатикратно превышает число по импортным (20 729 против 1 506 соответственно). Восточно-Сибирская железная дорога констатирует, что объемы погрузки грузов на экспорт с 1998 года выросли почти в пять раз.

Экспорт традиционно преобладает во внешней торговле Иркутской области — несколько лет подряд его доля превышает импорт в четыре раза и год от года только растет. Хотя итоги внешнеэкономической деятельности региона в относительных показателях 2005 года выглядят немного скромнее. Его удельный вес в экспорте Российской Федерации снизился с 2% (в 2004-м) до 1,4% (в 2005-м), а в доле экспорта Сибирского федерального округа область потеряла еще больше — 3,9%.

По данным статистиков, экспорт, достигший максимума в 1995 году (2,9 млрд долларов), в последующие годы снижался. Особенно заметным снижение было в 1997 году (21%). Но после финансового кризиса в августе 1998-го высокий курс доллара стимулировал поставки производимой в Иркутской области продукции, и с тех пор колебания в цифрах не превышали 4–5%.

Основное направление — Китай

В структуре экспорта преобладает сырье, среди контрагентов — страны дальнего зарубежья. В общем объеме экспорта товаров области, который в 2005 году, по данным иркутской таможни, составил 3,1 млрд долларов, сделки с партнерами из дальнего зарубежья принесли 98% дохода. Со странами СНГ картина выглядит с точностью до наоборот: импорт (261,7 млн долларов) в три раза превышает экспорт (87,2 млн). Впрочем, снижение количества экспорта и увеличение доли импорта для области — тенденция: в прошлом году экспорт упал на 4,6%, а импорт вырос на 22,9%.

Причины самые разные: например, в марте из-за конвенционного запрета погрузки экспортного угля в Японию через станцию Находка-Восточная ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» было вынуждено увеличить отгрузку угля местным потребителям — «Иркутскэнерго», «Бурятэнерго», Гусиноозерской ГРЭС, муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Разумеется, это снизит показатели экспорта.

Ключевым партнером для Иркутской области среди прочих стран-контрагентов остается Китай, что вполне объяснимо географическим положением, его доля во внешнеторговых операциях составляет 69%. Стоимость операций, произведенных с КНР, увеличивается ежегодно: в этом году в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2005-го.

Большого брата интересуют русский лес, целлюлоза и необработанный алюминий. «В Китае действует 25-летний мораторий на вырубку леса, — говорит президент Торгово-промышленной палаты Иркутской области Константин Шаврин. — Китайский бизнес готов инвестировать деньги в создание совместных предприятий для глубокой переработки леса на территории области, со временем структура экспорта будет меняться. Тем не менее этому процессу можно помочь, например, сняв ввозные пошлины на оборудование для глубокой переработки леса — на территории России его все равно не производят, поэтому защищать, собственно, некого. Перечень для беспошлинного ввоза оборудования в Россию есть, но этих позиций явно недостаточно. Список нужно расширять».

Впрочем, цена на необработанный лес падает (в 2006 году — на 10%). Кубометр кругляка стоит 73,5 доллара, поэтому в создании предприятий глубокой переработки заинтересовано и государство, которое старается регулировать вывоз круглого леса повышением пошлин, и сами игроки.

Целлюлоза — еще одна товарная группа, которая интересует китайский рынок. За последние пять лет доля Китая в приросте мирового потребления товарной целлюлозы составила 60%, цена на нее постоянно растет, поэтому все производители целлюлозы в регионе по сути работают только на одного потребителя, а темп роста экспорта натронной целлюлозы, производимой ОАО «Байкальский ЦБК», в первом полугодии 2006-го составил 163,6%.

Таможенники отмечают: экспортные перевозки леса опережают общее отправление лесных грузов в два раза. За шесть месяцев 2006 года из 4,7 млн тонн экспортного леса в КНР было отправлено 3,2 млн (67,4%), в Японию через порты Дальнего Востока — 1,2 млн тонн, вырубленных в Иркутской области (на 23,9% больше, чем за первое полугодие 2005 года). В семь раз увеличились поставки лесных грузов в Монголию (10,1 тыс. тонн против 1,4 тыс. тонн за первое полугодие прошлого года). На фоне взрывного роста азиатских рынков увеличение погрузки лесных грузов на экспорт в западные страны выглядит довольно скромно (рост — всего 37,3 тыс. тонн, 11,4%).

Возьмем другой востребованный экспортный товар — алюминий. Стоимостные показатели экспорта первичного алюминия по сравнению с первым полугодием 2005 года увеличились в 1,8 раза, алюминиевой проволоки — в 1,4, черных и цветных металлов — в 1,7. Основным экспортером алюминия остается холдинг «ИркАЗ-СУАЛ» (принадлежит группе «Ренова»).

Главный инвестор — Кипр

Кроме КНР в 2006 году иркутские предприятия вели внешнеэкономическую деятельность еще с 48 странами дальнего зарубежья (наиболее крупные торговые партнеры — Япония, Монголия, Индия) и 10 странами СНГ (Казахстан, Украина, Узбекистан, Азербайджан и другие). Доля экспортных поставок в страны дальнего зарубежья по стоимости составила 99% от общего объема экспорта, а стоимостные показатели экспортных операций увеличились на 65%. Вывоз товаров в страны ближнего зарубежья по стоимости увеличился на 11%, по натуральным показателям — уменьшился на 39%.

Интересная тенденция в структуре экспорта сырья (необработанные лесоматериалы и алюминий): поставки увеличиваются незначительно, в то время как продукты переработки занимают все большую часть экспорта Иркутской области. Вывоз органических химических соединений увеличивается примерно на 150% в год, а обработанных лесоматериалов — на 141,5%, причем стоимость этих внешнеторговых операций уже сопоставима с торговлей круглым лесом. Судя по всему, государственная политика начинает постепенно влиять на сектор переработки в положительную сторону, и, хотя область все еще является сырьевым придатком, процесс начался, особенно в лесоперерабатывающем комплексе. Иркутская таможня констатирует увеличение вывоза продуктов лесопереработки на 25–38,8% в течение последних трех лет. Инвестиции в сферу добычи полезных ископаемых все еще превалируют, но объем денег, вложенных в переработку, уже догоняет их по объемам.

Об эффективной политике государства в промышленном секторе свидетельствует и структура инвестиций. Маленькая сенсация заключается в том, что основным инвестором региональной экономики по итогам 2005 года стало небольшое островное государство Кипр. Вывезенные из России капиталы возвращаются: объем инвестиций, вложенных киприотами в региональную экономику, в 2005 году составил 56,7 млн долларов и превысил объем инвестиций из КНР (52,1 млн долларов). Не совсем понятно, как это повлияет на структуру экспорта, поскольку общероссийская тенденция такова, что владельцы русско-киприотских инвестиций требуют от власти гарантий, вкладывая деньги в перерабатывающие предприятия, чей срок окупаемости превышает три года. Сложно прогнозировать, сколько лет пройдет, прежде чем доля продуктов глубокой переработки в региональном экспорте существенно увеличится.

Стоит отметить, что последние три года основным объектом инвестиций в области был лесоперерабатывающий комплекс, в котором модернизировали производственные мощности (например, Братский и Усть-Илимский ЛПК, выпускающие целлюлозу). Следовательно, доля лесоматериалов глубокой переработки составила 24% экспортируемого из Иркутской области леса. Причем главным партнером России в этом секторе является Япония (53% обработанных лесоматериалов).

Не только лес

Рост инвестиций в добычу полезных ископаемых связан с приходом в регион крупнейших федеральных игроков — «Роснефть» и «Газпром» ведут геологоразведочные работы. Кстати, темпы интенсификации геологоразведки, по мнению декана факультета геологии, геоинформатики и геоэкологии Иркутского государственного технического университета Ивана Верхозина, сейчас резко скакнули вверх, но она не насыщена с кадровой точки зрения. Единственный в области «промышленный» вуз за последние пять лет выпустил 500 дипломированных геологов, но только незначительная часть из них работает по специальности. В то же время объемы геологоразведки в регионе за полтора года выросли более чем в два раза. Можно предположить, что увеличение объемов экспорта полезных ископаемых стоит ожидать не раньше чем через пять–восемь лет. Следовательно, инвесторы вкладывают деньги в лесопереработку, поскольку рынок труда в отрасли больше (для работы на предприятиях можно привлечь рабочую силу из Китая и СНГ), а объемы экспорта динамично растут.

Углеводородное сырье по-прежнему остается основной статьей экспорта Иркутской области: его удельный вес составляет 68% (увеличение за год в 1,8 раза). Общая стоимость товаров этой группы составила 2,1 млрд долларов. Разумеется, 85% всей номенклатуры составила сырая нефть и сырые нефтепродукты из битуминозных материалов, а основным покупателем выступил Китай. Самый большой темп роста экспорта наблюдался по позициям «нефть сырая и нефтепродукты» (193,5%) и «бензины моторные» (198,7%). Причем во втором случае главными потребителями продукции ЗАО «ЮКОС-Транссервис» были Монголия и Сингапур. Иркутская таможня отметила в 2006 году появление новой позиции в номенклатуре экспорта: вазелин нефтяной (товарная позиция 2712), который реализовывает ЗАО «Реактив».

Одна из самых стабильных позиций в структуре экспорта — машиностроительная продукция — увеличилась в объемах в два раза и составила 5,8% общего объема экспорта в первой половине 2006 года. По словам директора департамента внешнеэкономических связей Торгово-промышленной палаты Иркутской области Александра Борзина, машиностроение в регионе представлено Иркутским заводом тяжелого машиностроения (выпускает запчасти для драг и оборудование для плавильных печей), торговыми домами «Энерпред» и «Энерпром», экспортирующими гидравлику, и несколькими игроками, поставляющими оборудование для горно-обогатительных комбинатов.

По «железке» лучше

Постоянно увеличивающиеся объемы экспорта не могут не сказаться на транспортной инфраструктуре. По данным статистики, объем услуг, предоставленный зарубежным предприятиям, в 2005 году вырос на 61,8% по сравнению с 2004-м, причем 39,8% услуг относятся к сфере транспорта.

«Наиболее выгодные транснациональные перелеты между Европой и Азией уместно осуществлять через Иркутск, — уверен Константин Шаврин, — и будущее за крупнотоннажными самолетами. Я считаю, что мы недостаточно развиваем авиаперевозки и мало используем имеющиеся в области аэропорты (на Белой, в Братске и Усть-Илимске). Тут область теряет позиции, и авиаперевозки активно развивает Красноярский край».

Транспортировку большей части экспорта Иркутской области выполняет «Восточно-Сибирская железная дорога»: это дешевле, чем на самолете, и быстрее, чем морским путем. С начала года железная дорога отгрузила 38,7 млн тонн грузов, причем больше трети из них (13,6 млн) были экспортными.

Можно отметить, что транспортировка нефтепродуктов на экспорт занимает меньше половины объема, в то время как нефть превышает 60% экспорта области. Пока объемы перевозок нефтегрузов по ВСЖД растут в среднем на 30% в год. В ближайшие десять лет объемы перевозки сырой нефти будут превышать все остальные. Константин Шаврин убежден, что для этого есть веские причины: строящиеся трубопроводы, по его мнению, будут обслуживать новые месторождения.

Но «переквалификация» Южного хода (Карымская–Забайкальск, «Забайкальская железная дорога»), рассматривавшегося как основной маршрут транспортировки российской нефти в КНР, — первый, но довольно явный симптом того, что железная дорога будет реструктуризировать экспортные перевозки. По участку Карымская–Забайкальск сейчас, например, экспортируют лес, рудный концентрат, лом черного и цветного металлов.

Главное преимущество железной дороги в том, что это одна из двух транспортных артерий, соединяющих восток и запад страны. Теоретически с открытием в 2004 году участка автодороги Чита–Хабаровск в России появилась самая протяженная в мире автотрасса: Москва–Владивосток (10 тыс. км), а к рынку автомобильных перевозок в Иркутской области начали присматриваться и перевозчики, и дилеры грузовиков. Транссиб был открыт в 1903 году, и за 100 с лишним лет железная дорога обзавелась внушительной инфраструктурой. Поэтому большая часть экспорта Иркутской области по-прежнему будет перевозиться по рельсам. И ВСЖД активно вкладывает деньги в программу обеспечения возрастающих грузовых перевозок.

«Важнейшим разделом инвестиционной программы «Развитие пропускных способностей участков сети» является обеспечение возрастающих объемов экспортных перевозок, в том числе нефти, — сообщили в пресс-службе ВСЖД. — Не прекращая налива, дорога произвела реконструкцию основной нефтеналивной станции Суховская, где было освоено более 315 млн рублей».

ВСЖД реконструировала ключевые сортировочные станции: Тайшет и Иркутск-Сортировочный, восстановила грузовой обход на участке Иркутск-Сортировочный–Гончарово и усовершенствовала пропускную систему на пограничном переходе Наушки. В результате простой транзитного вагона снижен с 18,4 часа до 12,9 часа.

«Негативным моментом, влияющим на внешнеэкономическую деятельность, являются тарифы, — отмечает Константин Шаврин. — Поэтому Торгово-промышленная палата РФ внесла в повестку Байкальского экономического форума вопросы формирования тарифной политики и роли государства в этом актуальном для предпринимателей вопросе».