Алюминиевый пояс

Русский бизнес
Москва, 18.09.2006
«Эксперт Сибирь» №34 (130)
Руководство группы СУАЛ поставило весьма амбициозную задачу — за пять–семь лет увеличить производство алюминия на 1 млн тонн в год

Для сравнения: Япония в 2005 году импортировала из Иркутской области 659,4 тыс. тонн алюминия, а вся китайская промышленность за год производит около пяти миллионов тонн. Увеличить производство на существующих мощностях, разумеется, не получится даже при полной модернизации оборудования. Делая такие заявления, руководство СУАЛа говорит, что собирается вводить в эксплуатацию новые электролизные производства.

Если задаться целью найти на карте России лучшее место для строительства заводов по производству первичного алюминия, Иркутская область будет практически идеальным вариантом. Сырье, конечно, придется везти с Урала, зато рядом самый большой потенциальный потребитель необработанного алюминия — страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, энергетический комплекс региона был построен в 1960-х годах и с точки зрения эффективности уступает лишь «Мосэнерго» и «Тюменьэнерго». В Иркутской области самая дешевая тепловая энергия и почти самая дешевая электрическая, что очень важно при производстве такого энергоемкого продукта, как алюминий.

По словам Михаила Грайвера, директора по производству компании «Иркутскэнерго», единственный регион, где стоимость электрической энергии ниже, чем в Иркутске, — это Хакасия. Помимо тепловых станций, где себестоимость электроэнергии традиционно выше, в иркутский ТЭК входит гидроэлектростанция. А сама компания «Иркутскэнерго», управляющая иркутским ТЭКом, принадлежит трем акционерам: государству (около 40%) и крупнейшим алюминиевым игрокам России — РУСАЛу и СУАЛу.

Принимая во внимание эти факторы, можно прийти к выводу, что к 2010 году Иркутская область имеет шансы стать алюминиевым поясом страны.

Экспорт — почти наше все

Алюминий (точнее, группа «металлы и изделия из них») является основой экспорта Иркутской области, которая, по сути, и живет за счет того, что за пределы России вывозится до 60% объемов ее промышленного производства (данные на 2005 год). Группа «металлы и изделия из них» занимает треть товарной структуры экспорта региона, наибольший процент внутри группы традиционно приходится на необработанный алюминий.

Сейчас экспортируется 80% произведенного в регионе алюминия, а это очень значительный показатель, учитывая то, что на территории области находятся два алюминиевых завода: Братский алюминиевый завод (БрАЗ, самый крупный в России завод по производству алюминия, входит в группу РУСАЛ) и Иркутский алюминиевый завод (ИркАЗ, крупнейший завод группы СУАЛ, занимающей шестое место по объемам производства алюминия в мировом отраслевом рейтинге). Интересно, что в таможенных декларациях и экспортных отчетах «Восточно-Сибирской железной дороги» (ВСЖД) статистически чаще встречается именно «ИркАЗ-СУАЛ». Стоимостные показатели предприятия в зоне ответственности Иркутской таможни составили 12% от общего объема товарооборота за первое полугодие 2006 года (в зоне ответственности Шелеховского таможенного пункта — 92% от товарооборота). Таможня констатирует постоянное увеличение товарооборота ОАО «СУАЛ» (в 2005 году в 1,7 раза).

На мировом рынке алюминия сложилась благоприятная конъюнктура: в 2004–2005 годах активно рос рынок Юго-Восточной Азии (Япония, Малайзия, Индонезия). В прошлом году мировые цены на алюминий достигли максимума за последние десять лет, превысив отметку в две тысячи долларов за тонну. Объем экспорта алюминия в 2004–2005 годах практически достиг показателей 1999 года.

В этом году, по данным пресс-службы ВСЖД, объем экспортных перевозок алюминия сократился на 4%, и уже в июле 2006 года «ИркАЗ-СУАЛ» поставил рекордное количество алюминия на внутренний рынок — 20% (показатель 2005 года — 13%). Как объяснили в компании, цены на внутреннем рынке от внешнего не сильно отличаются, а транспортные издержки меньше. Кроме того, увеличение товарной массы на внутреннем рынке не влияет на мировую коньюнктуру и не сбивает цены на алюминий, что позволяет им расти и дальше. К примеру, в июле на торгах Лондонской биржи металлов алюминий подорожал на 45 долларов, и цена за тонну составила 2 565 долларов (+1,8%).

«Производство модернизируется, его объемы на БрАЗе и ИркАЗе увеличиваются, на мировом рынке установилась благоприятная конъюнктура. Все это позволяет предположить дальнейший рост показателей по группе „металлы и изделия из них“», — считает начальник отдела развития внешнеэкономической деятельности администрации Иркутской области Татьяна Павловская.

Дальнейшее увеличение объемов экспорта, по мнению Татьяны Павловской, возможно за счет модернизации производства, ввода новых мощностей и освоения новых сегментов мирового рынка — товаров с высокой долей добавленной стоимости. Спрос на товары глубокой переработки растет, причем как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Поэтому СУАЛ планирует увеличивать долю продукции высокого передела (сплавы, порошки, потребительские товары). На ИркАЗе, например, уже можно выпускать твердые сплавы, на основе которых производится высокотехнологичная алюминиевая проволока.

Первичный и модернизированный

Производство первичного алюминия остается стратегически важным направлением для группы СУАЛ. Добыча бокситов осуществляется на собственной сырьевой базе — Средне-Тиманском и Североуральском месторождениях.

Сейчас производимого СУАЛомглинозема достаточно для обеспечения потребности алюминиевых производств компании. Показатели выпуска первичного алюминия растут за счет того, что алюминиевые производства СУАЛа работают со значительным превышением своей проектной мощности. ИркАЗ, начавший работать в 1962 году, в 2005-м произвел 293,5 тыс. тонн первичного алюминия при мощности в 246,6 тыс. тонн.

К 2010 году Иркутская область имеет шансы стать алюминиевым поясом страны

«В 2005–2006 году мы успешно применяли на ИркАЗе ряд комплексных целевых программ, направленных на энергосбережение, повышение долговечности электролизеров и интенсификацию электролизного производства, — говорит генеральный директор ИркАЗа Игорь Гринберг. — За шесть месяцев 2006 года без ввода в строй новых мощностей удалось достичь прироста выпуска алюминия-сырца на 1 900 тонн. Суточная производительность одного электролизера возросла на 13,47 килограмма, простой электролизеров в капитальном ремонте снижен на 0,9 суток».

Незначительное увеличение производства алюминия планируется за счет оптимизации технологий, модернизации.
ИркАЗ внедряет технологию производства алюминия на электролизерах с обожженными анодами, которая была опробована на экспериментальном участке электролиза Уральского алюминиевого завода (шесть электролизеров на 300 кА с обожженными анодами).

«Эти электролизеры — наиболее передовые и с точки зрения воздействия на окружающую среду, и с точки зрения производительности, поэтому именно они выбраны для проекта «ИркАЗ-2», — говорит Игорь Гринберг.

Речь идет о ведущемся на ИркАЗе строительстве пятой серии электролиза. Стоимость проекта — более 400 млн долларов, мощность — 166,5 тыс. тонн алюминия в год (2/3 существующей мощности предприятия). Проект увеличения мощности завода включает в себя три направления: собственно, строительство пятой серии (31 объект), ввод в эксплуатацию новых энергоносителей, расположенных в Шелехове, и развитие находящейся там железнодорожной станции Алюминиевая. Предприятие «ИркАЗ-СУАЛ» расположено в двух километрах от Транссибирской магистрали, что обеспечивает инфраструктурные связи для транспортировки сырья и продукции.

Производство по-новому

На строительстве пятой серии применялись многие уникальные материалы и технологии. Основное исходное вещество для производства алюминия — оксид алюминия, который не проводит электрический ток и имеет высокую температуру плавления, до 2 000°C. Высокие температуры учитываются при проектировании объектов: впервые в российской практике — при строительстве ИркАЗа — используются монолитные колонны до восьми метров высотой, а вместо стекол в окна ставится сотовый поликарбонат. Вместо традиционной забивки свай использовался бурошнековый метод. В скважину на глубину 11–12 метров под давлением закачивают бетон, который, поднимаясь вверх, выталкивает бор и, заполняя скважину, образует подземную колонну.

«Подобные технологии в Иркутской области применяли только для строительства нового моста через Ангару, — говорит Андрей Шахов, мастер строительно-монтажных работ мостоотряда № 125. — На бурошнековом бурении, как и на любом участке стройки, берутся пробы бетона. Специализированная лаборатория качества проводит анализы бетона и металлоконструкций. Такой небольшой на вид кубик весит девять килограммов. Сейчас его испытывают на водонепроницаемость. Чем дольше проходит воздух через этот образец, тем прочнее бетон и выше его водонепроницаемость».

Инновационное оборудование, которым СУАЛ собирается оснастить новую серию электролиза, также разрабатывались в России: новым электролизером с применением технологий предварительно обожженных анодов на силу тока 300 кА занималось ОАО «СибВАМИ».

«В России таких еще нет, — говорит генеральный директор ОАО «СибВАМИ» Вячеслав Веселков. — В каждой из 196 ванн пятой серии будет производиться более двух тонн алюминия в сутки. Аппарат имеет автоматическую систему управления механическим процессом. Глинозем (сырье для получения алюминия) раздается также централизованно. Сегодня это не просто расчеты на бумаге. Жизнеспособность новых электролизеров доказана опытным путем».

СУАЛ отработал эту технологию на экспериментальном участке Уральского алюминиевого завода. Технико-экономические показатели, достигнутые на этом электролизере, превысили проектное задание. Ванны с заданной высотой слоя металла, температурой электролита, бортов и формой рабочего пространства выдерживают силу тока в 300 кА. Их производственная мощность превышает нынешние показатели с одного квадратного метра площади в два раза.

«ИркАЗ-5» будет оснащен более прогрессивными в плане экологии системами сухой газоочистки. Отечественный проект в два раза дешевле импортных технологий, но при этом очень эффективен: опытным путем установлено, что эффективность этих воздухоочистительных сооружений по суммарному фтору составляет 99,3%, по пыли — 99,9%. Задача узла оборотного водоснабжения — обеспечить замкнутый цикл при производстве алюминия, исключить жидкие выбросы в окружающую среду. Подобная система действует сейчас и на основном производстве ИркАЗа: раньше завод сбрасывал стоки в реку Олха.

«Сейчас на заводе создан замкнутый цикл оборота воды, — говорит Игорь Гринберг. — Построен специальный пруд-аккумулятор. Очищенная вода вновь направляется в производство. На это потребовались огромные средства, но теперь заводских стоков в Олху нет абсолютно. Наверное, можно ограничиться фильтрами, но мы решили исправить ситуацию кардинально».

Ударная постсоветская стройка

«Проект «ИркАЗ-5» стал возможен в Иркутской области только благодаря тому, что здесь, по сравнению с другими регионами страны, дешевая электроэнергия», — отмечает первый вице-президент по производству алюминия СУАЛа Вейн Хейл.

Планируемый прирост потребления электроэнергии за счет «ИркАЗ-5» составил 470 МВт. Проект предусматривает строительство новых энергопередающих мощностей: планируется протянуть ЛЭП мощностью 500 кВ от Ангарска до подстанции Шелеховская общей протяженностью 96 км, построить новую подстанцию Шелеховская (500 кВ) и общезаводскую подстанцию (220 кВ). СУАЛ финансирует это строительство из собственных средств, имея договоренность с энергосистемой о поэтапном возмещении затрат.

Год назад «ИркАЗ-СУАЛ» заключил договор с французской компанией Brochot, выигравшей тендер на проектирование, изготовление, поставку и шеф-монтаж оборудования для нового цеха монтажа и демонтажа анодов. Это один из ключевых контрактов по оснащению новых мощностей производства алюминия, которое французы согласились сделать в короткие сроки.

Жесткие сроки вообще являются ключевой характеристикой этой стройки, где в полной мере применяется опыт советских строек века. Процесс возведения двух основных корпусов завода и одиннадцати вспомогательных объектов опережает нормативы в полтора раза. Чтобы выдержать такой темп стройки, работа ведется без выходных, в три смены (по 800 рабочих в каждой смене), с активным внедрением трудового соперничества между субподрядчиками. Кроме того, при выборе субподрядчика для строительных работ руководство отдает предпочтение предприятиям области. Пятую серию строят более 30 организаций, генеральный подрядчик — предприятие «Фотон», основной поставщик металлоконструкций — Мегетский завод, который производит большинство ванн.

«Мы привлекаем к работе строителей, монтажников, машиностроителей, энергетиков, мостостроителей, железнодорожников, связистов из Ангарска, Иркутска, Мегета, Усолья-Сибирского, Черемхова, Шелехова, — говорит Игорь Гринберг. — Создаем дополнительно более двух тысяч рабочих мест».

Опыт ударной стройки не останется невостребованным — вслед за строительством пятой серии планируется реконструировать действующие мощности ИркАЗа.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №34 (130) 18 сентября 2006
    Иркутская область
    Содержание:
    Это модное слово «Форсайт»

    Наряду с обычными планами социально-экономического развития в Иркутской области используется экзотический для России инструмент прогнозирования перспектив развития

    Реклама