Поборник административного ресурса

Русский бизнес
Москва, 18.09.2006
«Эксперт Сибирь» №34 (130)
Возможность влиять на федеральную и областную власти, защищая интересы бизнеса, — основная задача Торгово-промышленой палаты Восточной Сибири, считает ее вице-президент Анатолий Стерхов

Взаимоотношения между российским бизнесом и властью всегда складывались непросто. Не то чтобы власть была против бизнеса, вовсе нет. Она зачастую с удовольствием использовала его, но порой как бы не замечала проблем, накапливавшихся в бизнесе и отзывавшихся на всей жизнедеятельности государства. Появившиеся в России торгово-промышленные палаты стали тем необходимым посредником между властью и бизнесом, который должен способствовать их взаимопониманию. О том, каким образом сейчас решаются вопросы взаимодействия бизнеса и власти, что нового появилось в деятельности организации, рассказывает вице-президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Анатолий Стерхов.

— Анатолий Петрович, наибольшее количество проблем у бизнеса возникает из-за несовершенства законов или некорректного их применения. В какой степени Торгово-промышленная палата способна помочь в их разрешении?

— Тесно взаимодействуя с бизнесом, мы видим белые пятна, существующие в законодательной базе. Есть целый ряд нормативных документов, над которыми имеет смысл работать, чем мы и занимаемся. В первую очередь это законопроекты, которые влияют на бизнес-процессы региона. На первом плане стоят законы «О противодействии коррупции», «О лоббировании» и ряд других. Есть предложения о внесении изменений в действующие законы.

Недавно палата инициировала рассмотрение регионального законопроекта «О доступе к информации». Пока нет такого федерального закона, но мы уже лоббируем его принятие на региональном уровне.

Вопросы законотворческой деятельности в обязательном порядке обсуждаются на заседаниях правления Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири. К примеру, не так давно мы обсуждали проект модельного закона «Об основах взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления Иркутской области и субъектов предпринимательской деятельности». Этот закон очень важен для организаций, занимающихся антикоррупционной деятельностью. В нем прописаны механизмы независимой общественной экспертизы, общественных слушаний.

— Порой взаимоотношения бизнеса и власти зависят от личного отношения того или иного руководителя к предпринимательству. Можно хотя бы смягчить эту зависимость?

— На наш взгляд, необходимо выстроить устойчивые взаимоотношения с властью таким образом, чтобы они не зависели от персоналий. Новый глава региона, новый состав Законодательного Cобрания, в общем, любые кадровые перемены не должны негативно сказываться на взаимоотношениях власти и бизнеса. Говоря о политических рисках, я не хочу, чтобы сложилось мнение, будто палата начала заниматься политикой. ТПП Восточной Сибири аполитична. Cреди членов палаты много предприятий, руководители которых входят в различные партии, но мы не планируем защищать чьи-либо конкретные интересы, выполнять политические заказы. Хотя, конечно, наши идеи и деятельность могут пересекаться и совпадать с интересами каких-то партий, но это нормально.

— В своих выступлениях вы часто употребляете словосочетание «использование административного ресурса». Как это выглядит на практике?

— Например, не так давно на «Саянскхимпласте» возникла проблема с ценами на выпускаемую продукцию. Проблема, решить которую ни своими силами, ни силами областной администрации и нашей Торгово-промышленной палаты никак не получалось. Требовалось вмешательство федеральной власти. Мы предложили провести круглый стол при Российской Торгово-промышленной палате. Возглавил заседание первый вице-президент ТПП РФ Борис Пастухов. Мы пригласили и руководителей трех заводов, которые имеют отношение к продукции «Саянхимпласта». Естественно, на заседании были люди из других регионов. Когда рекомендации круглого стола напрямую передали в Госдуму и правительство, вопрос был быстро решен. Это и есть использование административного ресурса.

Возникают вопросы и не такого высокого уровня. Пример: руководитель одной из компаний, входящей в состав Торгово-промышленной палаты, не так давно хотел обсудить программу, пересекающуюся с сельским хозяйством. Поскольку сельское хозяйство в администрации Иркутской области курирует первый заместитель главы администрации Юрий Параничев, то директору, естественно, нужно было выйти со своей программой на него. Во время встречи представителей бизнеса и власти, которую палата проводила в январе этого года, я просто подвел генерального директора к Юрию Владимировичу, представил его, дал краткую характеристику, и здесь же была достигнута договоренность о встрече по обсуждаемому вопросу.

Казалось бы, все просто, но авторитет Торгово-промышленной палаты может в ряде случаев сыграть решающую роль.

— И все же, всегда ли власть считается с бизнесом? Есть множество примеров, когда власть, преследуя собственные интересы, просто игнорирует мнение бизнеса. Существует ли способ изменить это положение?

— Возможно, использование стратегий типа «Разделяй и властвуй» где-то бывает эффективным и полезным, но не во взаимоотношениях с бизнесом. Уверен, что предпринимательским объединениям нужно скооперировать усилия для выработки единых требований к условиям общественного договора. Только в этом случае власть начнет по-настоящему считаться с бизнесом. Арбитром должно выступать население. Отсюда вытекает важность умения деловых кругов донести до общественности свою принципиальную позицию и заручиться его поддержкой. Для этого нужно научиться эффективнее использовать СМИ и другие инструменты влияния.

— В нашем обществе едва ли не на первый план сейчас выходит необходимость борьбы с коррупцией, которая не только тормозит развитие бизнеса, но и отрицательно влияет на жизнь страны. Вы уже упомянули проект закона «О противодействии коррупции», разработкой которого занимается Торгово-промышленная палата Восточной Сибири, а каким еще образом предприниматели могут участвовать в антикоррупционных кампаниях?

— Чтобы решать проблемы бизнеса, связанные с защитой корпоративных интересов, важно консолидировать силы. Для этого в марте 2003 года нами была создана Коалиция бизнес-объединений Иркутской области. Они, в свою очередь, объединились с рядом других ассоциаций, в том числе с некоммерческими и общественными организациями, представляющими экологов, журналистов, правозащитников, молодежь, и на этой базе создали Коалицию по противодействию коррупции в Иркутской области. Работая и далее в этом направлении, Коалиции по противодействию коррупции четырех регионов России (Иркутской, Самарской, Томской областей и Приморского края) учредили Российское антикоррупционное партнерство.

— В последнее время очень много разговоров о социальной ответственности бизнеса. Что вы понимаете под этим словосочетанием, и так ли важно заниматься бизнесу этими вопросами? Разве недостаточно того, что он предоставляет рабочие места?

— Конечно, социальными проблемами в первую очередь должно заниматься государство. Но и бизнес не должен стоять в стороне. Общество правомерно озабочено тем, что наша административная система очень бюрократизирована и коррумпирована. Столь масштабный разгул коррупции стал в том числе следствием действий бизнесменов, вкладывающих ресурсы не в гражданское общество, а в чиновничий аппарат, лоббируя нужные решения.

О важности построения гражданского общества в России сейчас говорят все. Но проблема здесь не столько в осознании этой важности, сколько в тех конкретных шагах, которые всем необходимо срочно предпринимать. Одной из первых задач является объединение всех здоровых сил общества. При этом очень важно заложить фундамент для организации политической жизни в социуме.

С нашей точки зрения, организация политической жизни должна базироваться на принципе: «Власть обязывает». В экономической жизни должен действовать аналогичный принцип: «Богатство обязывает». В общественной жизни будет справедлив принцип: «Ответственность каждого гражданина перед своей страной».

Другими словами, и власть, и бизнес, и общество должны быть ответственными. При этом границы ответственности между ними должны быть четко обозначены. Одним из основных факторов, укрепляющих гражданское общество, является корпоративная социальная ответственность.

Еще несколько лет назад никто не говорил о прозрачности российских компаний, об их стратегиях социального участия. Сегодня понятия корпоративной социальной ответственности, социального участия прочно входят в нашу жизнь и становятся частью новой философии и практики бизнеса.

— Совсем недавно было объявлено о смене миссии Торгово-промышленной палаты. Что представляет собой новая миссия?

— Новая миссия Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири связана с уменьшением предпринимательских рисков. Управление рисками, напрямую связанное с новыми практиками управления, представляет собой сложную и мало кому доступную технологию. В России этой технологией владеют единицы предприятий.

На первом этапе российские компании освоили производственный менеджмент, затем финансовый и маркетинговый, далее стратегический. И сейчас, наконец, вплотную подошли к решению задач, связанных с управлением рисками.

Здесь прежде всего важно понять, что риски — это результат нашей собственной деятельности. Следовательно, управление рисками надо начинать с себя, со своей организации. Другими словами, эффективность данной технологии напрямую зависит от степени интеграции менеджеров в структуру корпоративного управления и ключевые бизнес-процессы компании.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №34 (130) 18 сентября 2006
    Иркутская область
    Содержание:
    Это модное слово «Форсайт»

    Наряду с обычными планами социально-экономического развития в Иркутской области используется экзотический для России инструмент прогнозирования перспектив развития

    Реклама