Продолжение банкета

Прогнозы замедления темпов продаж новых иномарок в очередной раз не оправдались

Количество автомобилей, проданных за первое полугодие текущего года салонами, участвующими в рейтинге, — более 8 тыс. Этот показатель увеличился вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прирост объемов продаж иномарок в Сибири на 37 процентных пунктов превышает прирост по России в целом.

Такой результат можно назвать ожидаемым. Представители компаний-импортеров второй год говорят о том, что динамика продаж в регионах значительно выше, чем в Москве. Этим объясняется интерес дилеров к развитию региональной сети. Постепенно в Сибири появляются марки, наличие которых в автосалонах еще несколько лет назад трудно было представить.

Некоторые результаты проведенного исследования предсказуемы (к примеру, лидеры по объемам продаж), а некоторые оказались неожиданными. Например, марка Lexus, официальные продажи которой начались в Сибири не так давно, уже составляет конкуренцию немецким премиальным автобрендам. Также выявилось жесткое соперничество между Renault Logan и бестселлером Ford Focus 2.

В десятке

Лидером среди автодилеров нашего региона остается новосибирская компания «Автоленд-Сибирь». Являясь официальным дилером таких популярных марок, как Ford, Mitsubishi и Mazda, за полгода она продала 1 131 автомобиль, увеличив продажи на 56% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Среди проданных марок преобладает Ford (318 авто, из них 189 Ford Focus). Если тенденция роста продаж сохранится, годовой объем реализации двукратно превысит прошлогодний показатель. Приостановить увеличение может только одно обстоятельство. В августе «Автоленд-Сибирь» покинул бессменный руководитель Игорь Старков, который возглавлял ее порядка шести лет и фактически сделал крупнейшим сибирским дилером новых иномарок. Сейчас он основал собственную компанию. Скажется ли уход топ-менеджера на деятельности «Автоленда», покажут итоги продаж за 2006 год.

Составленный рейтинг автодилеров в очередной раз свидетельствует о прямой зависимости между популярностью марок, дилером которых является компания, и ее успехом на рынке. В первую десятку входят компании, чьи модельные ряды составляют Ford, Toyota, Mitsubishi, Mazda, Chevrolet, Hyundai.

Перечень автосалонов-лидеров практически тот же. Изменились только места, занимаемые теми или иными компаниями. С восьмого на второе место поднялся омский дилер General Motors «Западно-Сибирский альянс». Ведущую роль в этом сыграл существенный рост объема продаж марки Chevrolet (207 седанов Lanos и 181 внедорожник Niva) и, возможно, то, что на этот раз в рейтинге не приняла участие компания «Сибинпекс» (кемеровский дилер General Motors), занимавшая второе место по итогам прошлого года.

Среди десяти наиболее успешных автосалонов три дилера популярной марки Toyota. С четвертого на третье место сместился «Тойота Центр Красноярск» (557 автомобилей Toyota и Lexus), с шестнадцатого на пятое взлетела компания «СЛК-Моторс» (478 автомобилей Toyota и Lexus), которая в этом году заканчивает в Новосибирске строительство автоцентра, соответствующего всем корпоративным стандартам Toyota. С седьмого на восьмое место опустилась компания АНТ (барнаульский дилер Toyota, Lexus, Mitsubishi и Hyundai) с результатом 353 авто. Несмотря на низкое место в рейтинге, такой результат можно считать для нее большим успехом, поскольку Барнаул занимает шестое место по объемам продаж новых иномарок в Сибири.

Неплохие показатели по росту объемов продаж показывают официальные дилеры других японских автоконцернов — Mitsubishi и Mazda. Омская компания «Автосфера» за полугодие продала 481 автомобиль этих марок и заняла четвертое место в рейтинге.

Марка Mitsubishi присутствует в портфеле брендов еще нескольких участников первой десятки крупнейших дилеров — «Автоленда-Сибирь», барнаульской АНТ и иркутского автохолдинга «Россо». Всего участники рейтинга продали 528 машин Mitsubishi.

Logan догоняет Focus

Не менее интересную информацию можно получить, изучая итоги продаж участников рейтинга в разбивке по определенным маркам. За первое и второе место по популярности среди сибирских покупателей новых иномарок по-прежнему борются Ford и Toyota. В рейтинге «Эксперта-Сибирь» по итогам 2005 года Toyota обогнала Ford всего на 150 автомобилей (3 424 против 3 276). В первом полугодии этого года Ford лидирует — продано 2 002 автомобиля, тогда как совокупные продажи Toyota составили 1 076 машин. Но осень — время активных продаж на автомобильном рынке, и по итогам 2006 года ситуация может измениться.

Гораздо большей неожиданностью стало третье место, занятое в рейтинге наиболее популярных машин Renault. Официальные дилеры этой марки, участвовавшие в рейтинге, продали за первое полугодие 754 автомобиля, благодаря чему обогнали и Hyundai (563 и 4-е место), и Mitsubishi (528 авто и 5-е место), и Mazda (417 и 6-е место).

Бронзовый медалист по итогам прошлого года — марка Chevrolet — с результатом 2 951 автомобиль (среди них преобладает Chevrolet Niva) отступила на седьмое место. Этому есть несколько объяснений: во-первых, российско-американскую «Ниву» преследовали проблемы, связанные с тем, что новое руководство «АвтоВАЗа» не могло договориться с General Motors, а во-вторых, в этом году сибирские дилеры, продающие Chevrolet, менее активно участвовали в рейтинге.

Если анализировать продажи не только по маркам, но и по моделям, можно увидеть еще один интересный факт. Вышедший на рынок летом прошлого года Renault Logan по итогам продаж первого полугодия 2006 года вплотную приблизился к модели Ford Focus, лидировавшей по популярности и количеству проданных в Сибири автомобилей в последние несколько лет. Обе модели собираются на территории России: Focus — на заводе во Всеволожске, а Logan — на московском «Автофрамосе».

Из данных рейтинга можно выделить 420 проданных Focus и 548 Renault Logan. К сожалению, из десяти компаний, продающих Ford на территории СФО, информацию о количестве продаж конкретных моделей предоставили только три. Поэтому утверждать, что Logan обогнал Focus, нельзя. Но в любом случае приведенные цифры показательны. «Продажи модели Logan превзошли все ожидания, — говорит секретарь компании «Сибирские автомобили и принадлежности» (иркутский дилер Renault, продано 98 Logan за первые полгода 2006 года) Марина Воложина.

То, что конкурент (Focus 2 и Logan находятся примерно в одной ценовой нише: 300–450 тыс. рублей) догоняет Focus, может быть объяснено, как ни странно, популярностью всеволожского бестселлера. Ожидание Focus 2 в Новосибирске длится четыре–пять месяцев, в то время как Logan компании обещают привезти через полтора. Получается, что автодилеры просто не могут продавать больше.

Премиум-рост

Если рассматривать популярность иномарок по классам, наибольшее увеличение продаж произошло в сегменте автомобилей классов А и В (438% и 215% соответственно), также возросла популярность классов С (162%) и D (90%). Значительный прирост достигнут автомобилями представительского (класс F, 106%) и бизнес-класса (класс E, 70%).

«Тенденция к увеличению продаж автомобилей премиум-класса была заметна еще три года назад, но в этом году мы можем говорить о максимизации результатов, так как у многих дилеров процент прироста продаж машин этого класса составляет более 100–150 процентов. Таким образом, в сегменте наблюдается повышенный спрос. Он обусловлен следующими факторами: повышение общего уровня благосостояния населения, приход на финансовый рынок западных игроков и появление уникальных кредитных предложений», — считает старший менеджер по маркетингу ЗАО «СТС-автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирске, Томске и Кемерове) Ольга Куценко.

Еще одна явная тенденция года — усиление конкуренции в премиум-сегменте. Активно соперничающая с лидерами этого рынка (BMW, Audi и Mercedes-Benz) марка Lexus (премиальный бренд корпорации Toyota), которая до этого продавалась в основном в Москве, начала движение в российские регионы. «Мы работаем над получением дилерского статуса марки Lexus, заявка подана, будем строить салон. Если раньше регионы не рассматривались в качестве приоритета для развития продаж марки Lexus, то теперь стратегия изменилась, и дилерские центры расширяют свое присутствие», — говорит начальник отдела логистики компании «СЛК-Моторс» Леонид Кропочкин. По словам директора «СЛК-Моторс» Натальи Макаренко, за первое полугодие этого года компания продала 87 автомобилей Lexus, план до конца года — 200 машин. Для сравнения: дилер Mercedes-Benz — «СТС-автомобили» — за первое полугодие продал 124 авто этой марки.

О конкуренции в сегменте престижных автомобилей свидетельствуют и другие события, происходящие на автомобильном рынке. В Новосибирске дилер компании Audi «Престиж-Авто» ведет реконструкцию салона под автоцентр марки Porsche. «СТС-автомобили» и созданный бывшим топ-менеджером «Автоленда» Игорем Старковым «Автостарт» борются за право стать дилером Chrysler, Jeep и Dodge. Компания «Сибтрансавто-Новосибирск» (дилер General Motors, Opel и Chevrolet) в этом году начала продажи внедорожников Hummer.

Конкуренция впереди

Если темпы роста продаж сохранятся, то в этом году сибиряки приобретут порядка 16 тыс. новых иномарок. Еще три года назад объем продаж компаний, участвовавших в рейтингах «Эксперта-Сибирь», составлял не более 2 тыс. машин. То есть за это время количество новых иномарок, продаваемых в регионе, выросло почти в восемь раз.

Пока, несмотря на появление в Сибири новых марок, рынок растет такими темпами, что автомобилей хватает всем. Главная конкуренция между дилерами идет за право представлять ту или иную марку. Настоящее соперничество еще впереди. Оно начнется, когда объемы продаж вырастут настолько, что одного дилера какой-либо марки на город будет недостаточно.