Разруха в головах и на дорогах

Тема недели
Москва, 09.10.2006
«Эксперт Сибирь» №37 (133)
Никакие реформы ГАИ-ГИБДД не приведут к повышению дорожной безопасности, пока сами дороги будут находиться в безобразном состоянии, а водители — ездить «по понятиям»

Недавно меня чуть не сбила машина. Серебристая «японка» вылетела из-за послушно остановившегося на красный грузовика, и мне пришлось уворачиваться от нее на середине пешеходного перехода. Водитель даже не попытался затормозить. Случай из ряда вон? К сожалению, нет. Ситуация вполне типичная. Как, впрочем, и та, когда пешеходы норовят перебежать через дорогу в неположенном месте, буквально бросаясь под колеса автомобилей.

В ожидании перемен

Летом этого года начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов привел такие цифры: в 2005 году зарегистрировано более 223,3 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых 33,9 тыс. человек погибли и почти 275 тыс. пострадали. Причем, по его словам, за последние 10 лет эта печальная статистика не улучшается.

Вполне возможно, что структуру ГАИ-ГИБДД ждет очередная реорганизация. Ведь если внимание министра внутренних дел Рашида Нургалиева на безопасность дорожного движения обратил сам Президент РФ Владимир Путин, придется реагировать. Министр уже отрапортовал главе государства о том, что к 1 ноября количество машин со спецсигналами сократится с 7,5 тыс. до одной. Но вряд ли этим дело закончится. Должны последовать и другие меры. Только вот будет ли результат?

Весной 1998 года Министерство внутренних дел возглавил Сергей Степашин. Одним из его первых заявлений стало обещание покончить с коррупцией в рядах ГАИ. Вероятно, он полагал, что для этого достаточно провести, так сказать, ребрендинг. И вскоре Президент РФ Борис Ельцин издал указ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Привычная всем аббревиатура «ГАИ» (Государственная автомобильная инспекция) превратилась в ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения). Это было сделано, как тогда объясняли, для улучшения изрядно подпорченного имиджа ГАИ. Примерно в то же время тогдашний руководитель новой старой структуры Владимир Федоров заявил, что отныне инспекторы сидеть в кустах и ждать нарушителей, за что ГАИ сильно критиковали в прессе, не будут. Но вывеску сменили, а содержание осталось. И взяточничество не прекратилось, ситуация с безопасностью не улучшилась, и в кустах гаишники по-прежнему сидят. Впрочем, и старое название в 2002 году вернулось.

Дело в нас самих

Будучи автолюбителем с довольно большим стажем, выскажу личное мнение, когда и почему обстановка на дорогах стала заметно ухудшаться. В начале 1990-х в страну начали ввозить иномарки, которые (даже подержанные) отличались от отечественных авто скоростными качествами, маневренностью. Их владельцами поначалу в основном становилась вполне определенная категория людей — так называемые новые русские и бандиты, что в те времена означало почти одно и то же. Эти люди ставили себя выше окружающих, так же вели себя и за рулем — стали ездить не по правилам, а «по понятиям».

Справедливости ради надо сказать, что нередко и вполне нормальный человек, пересев с «Москвича» на тойоту, чувствовал себя этаким королем дороги, которому правила не писаны. И таких с ростом иномарочного автопарка с каждым годом становилось все больше. Кроме того, внесли свою лепту водители коммерческих автобусов и маршрутных такси, которые в стремлении побольше заработать носятся как угорелые. Конечно, это очень упрощенное объяснение творящемуся на городских улицах и загородных шоссе беспределу, но таковы и мои ощущения, и тех моих знакомых, кто за рулем еще с семидесятых.

Можно долго критиковать инспекторов ГИБДД, но дело не столько в их плохой работе и коррумпированности, сколько в нас самих. Поэтому рискну утверждать, что пресловутые гаишники в кустах — это и есть самая реальная работа по обеспечению безопасности дорожного движения. Конечно, некоторые из них, а может быть, и большинство, имеют цель «срубить бабок». Но общеизвестно, что водитель, проехавший мимо засады, обязательно помигает фарами встречным машинам, предупреждая коллег о людях с жезлами. А предупрежденные наверняка хотя бы на этом участке пути будут более внимательными, сбавят скорость и не пойдут на опасный обгон.

Еще в советские времена родился анекдот, суть которого сводилась к тому, что сообразительный мент и к столбу сумеет докопаться. Доля истины в этом, несомненно, есть. Но согласитесь, к трезвому и никаких правил не нарушившему водителю докопаться сложно. Призывы к борьбе с милицейской коррупцией на сайтах автолюбителей сводятся чаще всего к одному: не давать взяток гаишникам. А может быть, проще самим не нарушать ПДД?

Отдельная тема — высокая детская смертность на дорогах. Можно, конечно, объяснить это шалостями, присущими возрасту. А можно задаться вопросом, все ли родители сызмальства учат своих детей переходить улицу только на светофоре и только на зеленый свет. Наверняка нет. Во всех ли школах этому учат? Тоже нет, ведь такой предмет в школьной программе отсутствует. Точнее, как посетовал в своем выступлении на страницах эмвэдэшной газеты «Щит и меч» Виктор Кирьянов, изучению ПДД отводится всего два часа в год в восьмом классе. Видимо, все же гораздо раньше надо это начинать, прямо с первого класса и в обязательном порядке, а не факультативно.

Вторая беда

По статистике, около четверти дорожно-транспортных происшествий происходит из-за неудовлетворительного состояния дорог. Например, в Новосибирской области порядка 35% дорог с асфальтобетонным покрытием признаны аварийными. Но расходы областного бюджета по статье «Дорожное хозяйство» начиная с 2001 года почти не увеличиваются. Наоборот, в отдельные годы они уменьшались. Не назовешь благополучной ситуацию с дорогами и в самом Новосибирске, хотя за последние год–два сделано немало.

Проблема в том, что количество автомобилей стремительно увеличивается, а городские улицы остаются прежних размеров, их пропускная способность падает. Отсюда бесконечные пробки и рост аварийности. По данным ГИБДД, в городе в среднем ежедневно регистрируется около 150 столкновений. Их могло быть меньше, если бы на оживленных перекрестках в часы пик, когда светофоры не справляются, стояли автоинспекторы и регулировали движение. Но кардинально изменить ситуацию может только ремонт старых и строительство новых дорог и автомобильных развязок. А для этого требуется полноценное финансирование дорожного хозяйства.

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №37 (133) 9 октября 2006
    Безопасность на дорогах
    Содержание:
    Разруха в головах и на дорогах

    Никакие реформы ГАИ-ГИБДД не приведут к повышению дорожной безопасности, пока сами дороги будут находиться в безобразном состоянии, а водители — ездить «по понятиям»

    Реклама