Финальный отсчет

Спецвыпуск
Москва, 09.10.2006
«Эксперт Сибирь» №37 (133)
Исследование экономики Сибири сквозь призму крупного бизнеса показывает, что наиболее динамично она сможет развиваться под действием внутреннего, а не внешнего спроса

С этого года рейтинг крупнейших компаний Сибири по объемам годовой выручки от реализации продукции и услуг претерпел изменения. С 2004 года, когда мы только начинали исследовать экономику сибирского региона, анализируя сначала двести, потом триста, а затем и четыреста крупнейших компаний макрорегиона, рейтинг делился на два списка. В первом ранжировались компании и холдинги, головной офис и основные производственные подразделения которых находились на территории Сибирского федерального округа. Во втором — структурные подразделения общероссийских холдингов.

Причина разделения основывалась на методологическом принципе: это было связано с невозможностью проведения корректного анализа финансовых показателей юридических лиц, входящих в структуру холдингов. Выручка, прибыль и другие показатели могли меняться год от года в силу различных причин, связанных с изменением внутреннего учета внутри холдинга (трансфертные цены, порядок отражения выручки, перераспределение прибыли). Прошло три года, прежде чем мы смогли объединить компании в едином списке. Причина также исключительно методологическая: компании и холдинги (это стало заметным сразу после завершения активной стадии «дела ЮКОСа») начали отказываться от непрозрачных схем отражения выручки и прибыли. На наш взгляд, это несомненный плюс не только для составления рейтингов компаний, но и в целом для оздоровления экономической системы страны и ее конкретных регионов, в частности Сибири.

  Фото — Борис Барышников
Фото — Борис Барышников

Что представляет собой рейтинг 2005 года? Это четыреста компаний двадцати отраслей народного хозяйства — от «звезд» и «дойных коров» (нефтяная, газовая отрасль, цветная и черная металлургия и торговля) до «трудных детей» и «собак» (лесная промышленность, строительство и телекоммуникации). Нижняя точка отсечения выручки компаний — 590 млн рублей, средний темп прироста по ним — 23,1%. Суммарный объем выручки — 1,7 трлн рублей. Это четыреста компаний всех регионов Сибирского федерального округа (за исключением Тывы, два ее крупнейших предприятия — артель старателей «Ойна» и «Тываэнерго» — недотянули по выручке несколько десятков миллионов рублей, оказавшись в пятой сотне).

В какой-то степени 2005 год мы можем назвать точкой отсчета. Во-первых, со времени начала формирования новой экономической системы — рыночной — прошло 15 лет, во-вторых, именно к этому времени наконец сформирована устойчивая, стабильная система производственных, межотраслевых, финансовых отношений между субъектами экономической деятельности, компаниями частного и государственного сектора с понятными правилами и условиями игры.

Повторяемость сырьевой модели

В целом экономика Сибири образца 2005 года переняла тенденции двух–трех предыдущих лет и развивалась под влиянием значительного расширения внутреннего рынка и небольшого внешнего, благодаря инерции мировых цен на углеводородное сырье, металл, лес. Достаточно высокие темпы роста объема выручки и чистой прибыли предприятий сохранились, несмотря на негативные макроэкономические факторы: укрепление курса рубля и вмешательство государства в рыночную жизнь.

  Фото — Борис Барышников
Фото — Борис Барышников

Предприятия нефтяного и нефтегазового бизнеса Сибири продемонстрировали один из самых значительных приростов по промышленным отраслям — 45,1%. На них же пришлась наибольшая доля в совокупном объеме реализации — 21%. Крупнейший сибирский нефтедобытчик — компания «Сибнефть» — показал прирост выручки даже выше, чем в среднем по нефтяной отрасли (48,7%), но в лидеры по темпам роста стоит записать Восточную транснациональную компанию (154%) и «Новосибирскнефтегаз» (147,5%). К главному событию в отрасли, безусловно, относится приобретение в октябре прошлого года «Газпромом» более 75% акций компании «Сибнефть» (с мая в группе с другими нефтяными активами газового монополиста она называется «Газпром нефть»). Флагманом нефтедобычи «Газпром нефти» останется Ханты-Мансийский автономный округ, но вторым центром станет группа месторождений Омской и Томской областей. Для этого у менеджмента новой компании есть все основания: в 2005 году «Сибнефть» показала снижение нефтедобычи на 2,9% (это должно стать мотивирующим фактором возобновления роста нефтедобычи), добыв 33 млн тонн нефти, с другой стороны, получены лицензии на восемь новых месторождений в СФО.

Позиции цветной и черной металлургии в структуре сибирской экономики противоположны: если последняя занимает 9,1% в объеме реализации, а первая — 16,5%, то динамика прироста цветной металлургии в полтора раза ниже черной — 9,3% против 15,4%. Металлургических предприятий, показавших рост значительно выше среднего по рейтингу (23,1%), довольно много. В эту группу включаются заводы алюминиевой промышленности (самый динамичный из них — производитель алюминиевых сплавов и порошков СУАЛ ПМ — 246,1%), компании горного комплекса (например, Коршуновский ГОК увеличил объем реализации на 81,6%), новые заводы по производству редкоземельных металлов — Жирекенский ферромолибденовый (187,7%) и Сорский горно-обогатительный комбинат (142,2%). Основной фактор развития цветной металлургии — возросший внутренний спрос, особенно на железорудное сырье и редкие металлы, расширение зарубежного рынка и повышательный ценовой тренд на металлы на мировых биржах. Так, цена первичного алюминия на Лондонской бирже металлов в 2005 году стартовала с 1 830 долларов за тонну, в середине года опустилась ниже 1 700, а к концу взлетела почти до 2 300 долларов.

Отличные результаты у химической и нефтехимической отрасли, темп прироста ее выручки — 25%, хотя по объемам производства в натуральном выражении она показала небольшую отрицательную динамику. Сибирский химпром неоднороден по номенклатуре выпускаемой продукции: он производит почти весь спектр продукции — от бензина и шин до стеновых панелей из ПВХ и синтетических моющих средств. В разрезе подотраслей в 2005 году выпуск химических волокон и нитей снизился на 18%, шин — на 13%, органического синтеза — на 8%. Производство пластмасс, основной химии и синтетических моющих веществ, напротив, выросло на 14,7% и 6% соответственно. Переработка нефти и выпуск нефтепродуктов на сибирских нефтеперерабатывающих заводах были нестабильны: на Омском нефтеперерабатывающем заводе в 2005 году выпуск бензинов снизился на 5,8%, а авиакеросина — увеличился на 21,1%, на Ачинском НПЗ рост производства нефтепродуктов составил 2,1%, Ангарская нефтехимическая компания произвела автобензинов на 6% меньше, чем в 2004 году, но высокооктановых — на 8% больше.

Торговля занимает в структуре рейтинга 9,2%. С увеличением в экономике страны денежного агрегата М2 (наличные деньги в обращении) и роста благосостояния населения повышается внутренний потребительский спрос на продукты питания, товары повседневного спроса и длительного пользования, благодаря чему увеличивают свою выручку крупные оптовые компании и сети супермаркетов и гипермаркетов. Так, крупнейшая в Сибири красноярская сеть АЛПИ за три года разрослась до 17 гипермаркетов в семи регионах Западной Сибири общей площадью более 400 тыс. кв. м. Сейчас ведется строительство еще 10. В 2005 году темп прироста объема реализации АЛПИ составил 355,4%. Пищевая промышленность показала в 2005 году падение темпов — с 30% до 19,3%. Многие компании этой отрасли продемонстрировали небольшое уменьшение объемов реализации (от 4% до 43%) или незначительный прирост. Лидер по темпам роста — компания «Сибирский Берег» (208%).

Не сырьевая перспектива

  Фото — Борис Барышников
Фото — Борис Барышников

По данным Института экономики переходного периода (Москва), конечное потребление домашних хозяйств в России восстановилось на докризисном уровне еще четыре года назад и к 2005 году увеличилось на 46,3%. Росла реальная заработная плата и денежные доходы населения, росло и потребление. В структуре потребительских расходов повышалась доля расходов на непродовольственные товары, снижалась доля затрат на продукты питания. При этом прирост продаж продовольственных товаров составил 10,6%, а непродовольственных — 13,4%. В результате очень динамично стали развиваться отрасли пищевой и фармацевтической промышленности, оптовые, розничные сети, автосалоны, компании предоставления услуг связи и телекоммуникации, повысился спрос на строящееся жилье и на услуги населению.

Это наблюдение подтверждает, что сегодня есть два фактора развития экономики Сибири, которые определяют ее дальнейшее состояние если не на долгосрочную перспективу, то как минимум на среднесрочную. Если внешний спрос на продукцию экспортно ориентированных компаний формировался благодаря хорошей конъюнктуре на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов, то внутренний — благодаря платежеспособному спросу населения и деловой активности сибирского крупного бизнеса в несырьевых отраслях, дающих сопоставимую с сырьевым бизнесом рентабельность и формирующих высокую добавленную стоимость при гораздо меньших инвестиционных вливаниях.

АЦ «Сибирь»

Прочие компании
Крупнейшие компании по предоставлению услуг населению
Крупнейшие полиграфические компании
Крупнейшие банки
Курпнейшие компании жилищно-коммунального хозяйства
Курпнейшие компании сферы информационных технологий, телекоммуникаций и связи
Крупнейшие строительные компании
Крупнейшие транспортные компании
Крупнейшие торговые компании
Крупнейшие компании стекольной промышленности
Крупнейшие компании промышленности металлоконструкций
Крупнейшие фармацевтические компании
Крупнейшие компании промышленности строительных материалов
Крупнейшие компании атомной промышленности
Крупнейшие лесопромышленные компании
Крупнейшие компании химической и нефтехимической промышленности
Крупнейшие компании пищевой промышленности
Крупнейшие машиностроительные компании
Крупнейшие электроэнергетические компании
Крупнейшие компании угольной промышленности
Крупнейшие компании черной металлургии
Крупнейшие компании цветной металлургии
Крупнейшие компании нефтяной и нефтегазовой промышленности
Рейтинг крупнейших компаний Сибири по объему реализации продукции
20 наиболее динамичных компаний Сибири
20 наиболее прибыльных компаний Сибири
20 крупнейших компаний Сибири по объему реализации продукции
Региональная структура рейтинга
Отраслевая структура рейтинг по итогам 2005 года

Уточнение

По техническим причинам страховой группой СОГАЗ были предоставлены неверные данные для участия в рейтинге страховых компаний («Э-С» № 35 (131) за 25 сентября – 1 октября 2006 г.). Взносы компании по итогам работы в первом полугодии 2006 года составляют 522 941 тыс. рублей. Таким образом, СОГАЗ занимает 5-е место в рейтинге по добровольным видам страхования среди компаний, осуществляющих деятельность на территории СФО.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №37 (133) 9 октября 2006
    Безопасность на дорогах
    Содержание:
    Разруха в головах и на дорогах

    Никакие реформы ГАИ-ГИБДД не приведут к повышению дорожной безопасности, пока сами дороги будут находиться в безобразном состоянии, а водители — ездить «по понятиям»

    Реклама