Верхняя планка цементников

9 октября 2006, 00:00
  Сибирь

До дефолта 1998 года цена тонны цемента составляла не более 200 рублей. С 2000-го рыночная конъюнктура начала меняться, и в 2005 году стоимость тонны цемента подскочила до двух тысяч рублей. О факторах формирования цен на цементном рынке рассказывает директор департамента продаж холдинговой компании «Сибирский цемент» Сергей Сусляков

— Какие факторы оказывают влияние на повышение стоимости цемента?

— Основные факторы те же, что и для любого другого промышленного предприятия: рост цен на сырье, на энергоресурсы (газ, уголь, электроэнергия, формирующие 30–40 процентов себестоимости цемента), оплата труда персонала предприятия, а также высокие затраты на амортизацию оборудования и его ремонт (ведь фактически все цементные заводы построены в 1950–1960-х годах).

Сейчас на рынке наблюдается ощутимый дефицит, общее потребление гораздо выше объемов производства. С одной стороны, в стране действуют 50 цементных заводов, но с другой — транспортное плечо, на которое выгодно возить цемент от производителя (я говорю о доставке по железной дороге), составляет 500–700 километров. Из-за дефицита выпуск цемента перераспределяется по рынкам сбыта и возится уже на две–три тысячи километров. Это дополнительные транспортные издержки. Повышение железнодорожного тарифа также не могло не оказать влияние на цену: около 70 процентов цемента вывозится железной дорогой.

Мы зависим и от наличия свободных вагонов для отгрузки готовой продукции. Поэтому иногда нами формируются специальные цены для предприятий, имеющих свой вагонный парк, которые и оплачивают все издержки по доставке. Мы вырабатываем и реализуем свою ценовую политику.

— Вы поставляете цемент в европейскую часть страны. Намерены конкурировать с лидером российской цементной отрасли «Евроцементом»?

— Пересечение наших рынков сбыта есть только в одной точке — край Тюменской области (на Урале у «Евроцемента» есть свои заводы). Мы закрываем потребности зауральской и восточной территории России, а «Евроцемент» — европейской. Нами поставляется продукция в европейскую часть, но в ограниченном количестве. Это делается не ради конкуренции, а для закрытия создавшегося там дефицита цемента.

Для крупных потребителей важна регулярность поставок. Они могут приобрести цемент на бирже, у местных производителей, но не могут согласовать оптимальный график поставок. В результате потребители обращаются к дальним производителям за гарантированной поставкой цемента, и цена для них играет уже второстепенное значение. Мы формируем цены для западных регионов таким образом, чтобы продавать цемент с той же рентабельностью, что и дома.

— Насколько гибки цены на цемент в течение года?

— В строительный сезон производители цемента могут позволить себе диктовать покупателям условия и цены. В течение года объем потребления схож с синусоидой: зимой он снижается, к лету поднимается примерно до предыдущего уровня. Но цены ведут себя несколько иначе: они растут в первую половину года за счет конъюнктуры рынка и замирают до начала следующего года.

Как продавцы на свободном рынке, при повышенном спросе мы поднимаем цены. Имея небольшой запас рентабельности, цементники очень неохотно манипулируют снижением цен. В небольшом ценовом коридоре (от уровня себестоимости до позволенной границы, после которой начинаются штрафные санкции) мы стараемся приблизиться к его верхней планке.

Интервью взял Николай Самсонов

Холдинговая компания «Сибирский цемент», управляющая компания группы компаний «Сибирский цемент», создана в 2002 году. Основой холдинга стал завод «Топкинский цемент» (Кемеровская область), приватизированный за год до образования группы и сегодня выпускающий ежегодно 3 млн тонн цемента. В 2004 году приобретены Красноярский цементный завод (0,93 млн тонн), часть акций «Ангарского цемента» (1,2 млн тонн) и комбинат по производству асбоцементных строительных материалов «Волна» (Красноярский край), а в 2005-м — Тимлюйский цементный завод в Республике Бурятия (0,66 млн тонн). Холдинг включает карьеры «Перевал» и «Татарский ключ», производящие 360 тыс. тонн известняка, а также 150–180 тыс. тонн бутового камня.

Общее производства цемента в 2005 году составило 3,55 млн тонн (более 7% общероссийского выпуска). Средняя численность работающих в компании за 2005 год составляет 6 тыс. человек по основным активам холдинга.