Лукавое финансирование

Тема недели
Москва, 16.10.2006
«Эксперт Сибирь» №38 (134)
Редакционная статья

В конце сентября Президент России Владимир Путин одобрил несколько проектов строительства новых и реконструкции существующих автодорог. Они будут реализованы в европейской части России. В планах правительства, например, скоростная трасса на магистрали Москва–Cанкт-Петербург, соединительная автомагистраль от МКАД до автомагистрали М-1 Беларусь–Москва, платная автодорога Краснодар– Абинск–Кабардинка.

В последнее время информация о федеральных проектах такого масштаба (только последний из названных потребует вложить 117 млрд рублей за семь лет) появляется не часто. Дороги — дело дорогое. Тем не менее еще в апреле этого года правительство РФ одобрило основные положения стратегии развития транспорта на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В числе приоритетных проектов — строительство кольцевых дорог вокруг мегаполисов, в том числе Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска и Иркутска.

На словах и бумаге все выходит гладко, но на деле получается по-другому. В 2003 году из федерального бюджета на строительство объезда Санкт-Петербурга выделили 5 млрд рублей. Сегодня его восточная часть сдана, на вторую очередь планируется выделить 31,6 млрд рублей и полностью построить кольцевую дорогу к 2008 году. Новосибирск получил в том же 2003 году на строительство объездной дороги 270 млн рублей. В нынешнем федеральный бюджет планирует выделить сибирскому мегаполису на этот проект около миллиарда рублей. Когда проект завершится, учитывая существующие темпы работы и объемы финансирования, — точно не скажет никто.

С 1980-х идет строительство объездной дороги в Красноярске. 16 лет строился так называемый малый обход, он введен в эксплуатацию в 2000 году и пропускает транзитный транспорт в объезд правобережной части города. Сегодня краевые власти озабочены строительством глубокого обхода — северо-западной части кольцевой дороги, которая выведет за пределы города весь транзит. В схему проекта входит автомобильный мост через Енисей. Сумма капиталовложений в проект — 5,75 млрд рублей, из них федеральный бюджет в текущем году планирует выделить 1,678 млрд. Объявлено о начале строительства объездной дороги в Иркутске. Ее стоимость составит около 2,1 млрд рублей.

Нетрудно заметить, что даже общая сумма финансирования всех сибирских проектов не сопоставима с объемами денежных вложений в тот же питерский проект кольцевой дороги. Это наглядное подтверждение того, что строительство объездных дорог в Сибири ведется, увы, по остаточному принципу.

Но ведь надежные дороги — вопрос и политический: важно не разорвать связи между азиатской и европейской частью России. Еще это вопрос, если хотите, геополитический, ведь хорошие дороги — залог успешной конкуренции Сибири как региона в мировой экономике.

Поскольку чуть ли не основную долю в себестоимости любого товара составляют транспортные расходы, вопрос строительства автотрасс особенно актуален. А объездные дороги, позволяющие пройти по трассе между пунктом отправления и пунктом назначения без потери времени в городских пробках, — вещь нужная вдвойне, если учитывать сибирские расстояния и климат.

Сегодня западная часть страны связана с Сибирью и Дальним Востоком тонкой нитью Транссибирской железнодорожной магистрали и федеральной автотрассой невысокого качества: на востоке она кое-где гравийная, есть даже гравийно-грунтовые участки. Если с этой важнейшей дорогой, как и с кольцевыми объездами сибирских городов, настоящая беда, то можно ли ждать устойчивого развития региона?

Создание дорожной инфраструктуры — шаг к сокращению времени доставки товаров, а в бизнесе время дороже денег. Но для правительства частные транспортные дела, похоже, не главное. Везут через Сибирь грузы по «железке», качают нефть по трубам — скорее всего, стоит ожидать дальнейшего развития именно этих направлений. Ценить наше с вами время и деньги государство так и не научилось.

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №38 (134) 16 октября 2006
    Дорожный комплекс
    Содержание:
    Реклама