Растянуть ИТ-хозяйство

Благодаря масштабным государственным заказам компании-интеграторы получают большой практический опыт, но сложная бюджетная модель госсектора создает определенные препятствия

Сегодня все больше ИТ-компаний начинают понимать, что активная работа с госсектором становится эффективным инструментом зарабатывания денег. Во всем мире органы власти — крупнейшие потребители информационных систем. В развитых станах они «держат» большую долю рынка, к примеру, в США — около 20%. Для компаний работа с госорганами интересна не только объемом, но и масштабностью проектов. В налоговой службе России служат около 120 тыс. человек. Систему электронного документооборота (СЭД) для этого ведомства, в которой сейчас работает свыше 28 тыс. пользователей, создает компания «АйТи» — один из крупнейших российских системных интеграторов. «СЭД для ФНС России — это крупнейшая система документообеспечения страны. Такие проекты бесценны для исполнителя, так как дают уникальный опыт», — считает директор управления развития регионального бизнеса компании «АйТи» Игорь Лейпи.

— Игорь Федорович, чем такие клиенты, как ФНС, отличаются от остальных с точки зрения ведения бизнеса?

— Работать с госсектором гораздо сложнее. Во-первых, от ИТ-компании, помимо системной экспертизы и понимания специфики деятельности отдельного ведомства, требуется большой опыт реализации крупных проектов. Далеко не всем компаниям удается выполнять проекты федерального масштаба. Во-вторых, работа с государственными структурами невозможна без знания множества нормативных актов и ведомственных регламентов, специфических требований к защите информации, обмену данными между ведомствами. В–третьих, существуют некоторые ограничения. До недавнего времени предприятиям госсектора нельзя было заключать многолетние контракты, тогда как сложные проекты не делаются за год. Например, СЭД для Федеральной налоговой службы мы строим девятый год. В подобных условиях исполнитель должен быть финансово стабильным и иметь возможность инвестировать в проект собственные средства.

— Какие продукты больше всего интересуют госорганы сейчас, а что будет пользоваться спросом в ближайшем будущем?

— Предприятия госсектора имеют географически разветвленную структуру. Сначала они были озабочены передачей данных на большие расстояния и основные усилия направляли на создание ИТ–инфраструктуры. После этого немногие ведомства пошли дальше и приступили к внедрению систем поддержки ключевых процессов. Для госсектора можно выделить ряд универсальных задач: управление документооборотом, создание регистров и баз данных. По нашей оценке, доля рынка систем документооборота для госсектора составляет около 40 процентов от объема всего рынка СЭД. В ближайшее время госструктуры останутся одними из главных потребителей решений этого класса. В то же время власть постепенно приходит к осознанию необходимости использовать системы принятия решений.

Сегодня также наблюдается рост спроса на услуги аутсорсинга технической поддержки. В последние годы государство инициировало ряд беспрецедентно крупных ИТ-проектов, к примеру создание межведомственных банков данных. Очевидно, что самостоятельная поддержка подобных решений слишком затратна и позже будет передана на аутсорсинг. Уже сейчас отдельные структуры отдают свою ИТ-инфраструктуру на внешнююю поддержку. На мой взгляд, это приведет к увеличению количества аутсорсинговых контрактов с госорганами.

В перспективе мы ожидаем старта крупных межведомственных проектов, в которых будет задействовано большое число участников. В первую очередь к ним можно отнести проекты внедрения систем социальной карты, где обычно участвуют пенсионный фонд, органы социальной защиты, местной власти, здравоохранения и другие. В последнее время федеральные власти уделяют большое внимание подобным проектам и активно их стимулируют.

— Какую долю доходов в вашем бюджете составляют продажи органам государственной власти?

— В обороте нашей компании доля доходов от госсектора составляет чуть менее 30 процентов. «АйТи» — довольно заметный игрок на рынке, потому что к 2000 году нам удалось подготовить ряд решений именно для госструктур. В то же время хотелось бы уточнить структуру этого дохода: на поставку оборудования приходится лишь малая часть, львиную долю составляют разработка решений и сервисы.

— Что стимулирует развитие спроса на ИТ со стороны различных ведомств?

— Спрос в госструктурах формируется как самостоятельно, так и под воздействием власти. К примеру, налоговая и таможенная службы, казначейство, играют ключевые роли в формировании бюджета страны, стоящие перед ними задачи довольно масштабны. Без мощной ИТ-поддержки элементарный учет десятков миллионов налогоплательщиков просто невозможен.

Единая государственная политика информатизации также значительно влияет на развитие государственного ИТ-хозяйства. Ориентация на построение «электронного правительства» привела к появлению новых задач в области создания единого информационного пространства органов государственной власти. Серьезным стимулом является вхождение нашей страны в мировое сообщество. Так, гармонизация таможенных процедур России и ЕС потребовала поддержки со стороны ИТ.

К препятствиям стоит отнести действующие ограничения на законодательном уровне. Кроме того, долгое время автоматизация отдельных ведомств велась разобщенно. В итоге при попытке создать межведомственное пространство порой возникают сложности из-за несовместимости платформ, формата хранения данных. Наконец, не все госструктуры ментально готовы к широкомасштабному применению информационных технологий, присутствует некоторая консервативность в выборе решений. ИТ-рынок не всегда способен предложить готовые и апробированные решения, максимально отвечающие требованиям заказчика.

— Какие государственные заказы вы выполняете сейчас?

— Мы продолжаем внедрение СЭД в Роснедвижимости. Сотрудники этого ведомства в Москве, Московской области и Республике Башкортостан уже работают в системе. Проект будет завершен не менее чем через пять лет, количество пользователей системы увеличится до 30 тысяч человек.

Большое участие компания принимает во всех проектах, связанных с социальной картой на федеральном уровне. Не так давно мы закончили разработку технических требований для проектирования и внедрения системы социальных карт, необходимой для того, чтобы жители России могли пользоваться льготами в любом регионе. Сейчас наши консультанты работают над созданием прототипа этой системы.

— Осуществляются ли вашей компанией проекты в СФО?

— Мы выполняем ряд заказов в сибирском регионе, причем как в подразделениях федеральных ведомств, так и в местных органах власти. На нашем счету разработка концепции социальной карты для Железногорска, внедрение системы электронного документооборота в ряде областных администраций. Большинство реализуемых в настоящее время проектов связано с созданием ИТ-инфраструктуры. Из их числа необходимо выделить построение мультисервисной сети в Территориальном управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю. Уникальность этого проекта в том, что создаваемая сеть насыщена видеотелефонией. К примеру, в Роспотребнадзоре предусмотрен специальный зал на 30 человек для видеоконференций.