Маленькие мечты

Экономика и финансы
Москва, 06.11.2006
«Эксперт Сибирь» №41 (137)
У малого бизнеса стало больше инструментов для получения заемных средств. Осталось обеспечить ему возможность ими пользоваться

Перед генеральным директором и совладельцем молодой новосибирской компании Антоном стоит проблема. Ему нужно срочно найти 2 млн рублей, чтобы приобрести помещение для организации производства. Компания занимается поставками экологического оборудования российским предприятиям и до последнего времени обходилась размещением заказов у сторонних подрядчиков. Спрос растет, и подрядчики с поставленными задачами уже не справляются — сроки изготовления постоянно пересматриваются в сторону увеличения. А для клиентов своевременная поставка заказа очень важна, поскольку каждый день работы предприятия на старом очистном оборудовании означает огромные штрафы. Срыв сроков означает потерю денег и клиентов. В результате перед нашим предпринимателем встает жизненно важный вопрос: где достать деньги на создание собственного производства?

Альтернативные способы

За последние годы малый бизнес для банков и других финансовых компаний стремительно превратился из клиента, находящегося на периферии интересов, в одного из самых желанных корпоративных клиентов. Согласно исследованию, проведенному рейтинговым агентством «Эксперт РА», прирост объемов кредитов, выданных малому бизнесу в 2005 году, составил 40–50% и достиг 5 млрд долларов. Но повышение интереса банков к малому и среднему бизнесу еще далеко не решило проблему недостатка инвестиций в эту сферу экономики. Несмотря на бурный рост рынка, потребность предприятий малого бизнеса во внешнем финансировании удовлетворена лишь на 15–20%.

Проблема привлечения средств все еще остается одной из самых острых для отечественных малых предпринимателей. К счастью, интерес к представителям малого бизнеса возрос со стороны не только банков, но и других финансовых организаций. Это позволяет предпринимателям увеличить количество инструментов привлечения заемных средств.

На начальном этапе деятельности получить внешнее заимствование предпринимателю, решившему создать собственный бизнес с нуля, очень сложно. Финансирование проектов создания предприятий малого бизнеса в России практически отсутствует. Единственное, на что может рассчитывать новоявленный бизнесмен на «стартапе», это занять средства у друзей и знакомых или получить деньги в банке под залог собственного имущества. Благо система кредитов на неотложные нужды и микрозаймов в последние годы развивается стремительно. Предлагают услуги микрофинансирования и небанковские структуры — государственные и частные фонды поддержки предпринимательства, кредитные кооперативы.

Необходимость в заемных средствах возникает у компании в связи с ее ростом и расширением. Приобретение активов, офисных и производственных помещений или пополнение оборотных средств заставляют искать дополнительные источники финансирования.

Если к этому времени вновь созданная компания встала на ноги и достигла оборота 2–3 млн рублей в год, то ее собственники уже вошли в круг, рассматриваемый банками как потенциальный заемщик. По определению КМБ-Банка, к категории микропредприятий относятся индивидуальные предприниматели и бизнесмены-собственники предприятий с годовым оборотом от 3 тыс. до 300 тыс. долларов. Малый же бизнес — это предприятия с ежегодным оборотом от 300 тыс. долларов, то есть от 8 млн рублей.

Свежие взгляды

Отсутствие ликвидных активов, которые могли бы выступить в качестве залогов при получении кредита, — главный камень преткновения в отношениях малого бизнеса и банков. Способ снижения кредитного риска — наличие гарантий или залога. Если кредит хорошо обеспечен, то банк имеет право не создавать резервы на возможные потери, потому что в случае невыполнения заемщиком финансовых обязательств ничего не теряет.

«В России около миллиона малых предприятий, их доля в ВВП страны составляет не менее 12 процентов. В западных странах эта цифра достигает 50 процентов. Это означает, что российский малый бизнес обладает огромным потенциалом роста, — говорит заместитель руководителя Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции ОАО «УРАЛСИБ» Эдуард Ахтямов. — В Сибири, как и других регионах страны, малый бизнес представлен в основном в сфере торговли, услуг, небольшого производства. Как правило, эти предприятия не обладают высококлассным залоговым имуществом в виде недвижимости или оборудования, а также не имеют финансовых служб, которые могли бы формировать качественные технические обоснования по запрашиваемым кредитам и отчетности». В результате ситуация, с которой сталкиваются большинство малых предприятий, очень проста: нет залога — нет и денег. «Банки часто формально подходят к малым предприятиям. Наша компания показывает очень хорошую динамику оборотов и прибыли, — рассказывает финансовый директор промышленно-инновационной компании «Феникс» (Новосибирск) Андрей Шухов. — Но сейчас у нас нет активов, которые можно заложить в качестве обеспечения. Я могу предоставить банку все данные об оборотах, высоком качестве управленческого учета, хороших кадрах и перспективных проектах. Но если у компании нет обеспечения — нет и кредита».

Банки, ориентированные на работу с малым бизнесом, постоянно ищут пути решения проблемы залогового обеспечения, создавая все новые и новые необеспеченные банковские продукты. Решением этих проблем может стать схема, по которой банк дает предпринимателям кредиты под гарантии уполномоченных региональных организаций, получивших субвенции из государственного бюджета на создание механизма поручительства. Такая схема позволяет получить реальный доступ к банковским кредитам малым предприятиям, не обладающим достаточным залоговым обеспечением.

Существуют как федеральные, так и местные программы поддержки малого предпринимательства, которые призваны помочь бизнесменам в получении заемных средств. В Новосибирской области работает программа, согласно которой администрация области предлагает малым предприятиям гарантии в обеспечении кредитов. Но предоставляются они не более чем на 50% залога. А это значит, что обеспечением на остаток может стать только имущество собственников бизнеса.

На пути к финансовому раю

С точки зрения залогов лизинг для малого предприятия — более удобный продукт. Во-первых, обеспечением и залогом выступает имущество, а во-вторых, лизингополучатель экономит на налогах, так как пока все платежи не выплачены, имущество находится на балансе лизингодателя.

В последнее время малый бизнес стал одним из перспективных клиентов и для лизинговых компаний. «Сделки с представителями малого бизнеса (компании с оборотом 1–2 млн рублей в год и штатом до ста человек) совершаются постоянно. Несмотря на высокие риски, эти клиенты — самые дисциплинированные: не нарушают сроки внесения лизинговых платежей», — сообщает директор ЗАО «Новосибирская лизинговая компания» Олег Киселев.

Специалисты лизинговой компании подвергают бизнес обратившегося к ним предпринимателя подробному анализу. «Малый бизнес — традиционно сфера высоких рисков. Поэтому на этапе подготовки к сделке мы оцениваем финансовые риски, балансовые показатели, проводим анализ иных рисков, — рассказывает Олег Киселев. — В банке запрашиваем справку об оборотах компании, сравниваем с суммой в поступившей заявке. Далее анализируем балансовые показатели: объем привлеченных и собственных ресурсов. Если весь баланс состоит из заемных ресурсов, наши риски очень высоки — в этом случае можем отказать в предоставлении лизинга. Анализ конкурентного окружения также важен при принятии решения по сделке».

Самый новый продукт на российском рынке, который осваивают банки и специализированные компании, — факторинг, инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала малых и средних предприятий. Факторинг — это финансирование оборотного капитала, что выгодно отличает его от лизинга, который может применяться только для поставок оборудования и других материальных средств. Фактор (поставщик услуги факторинга) берет на себя инкассацию задолженности клиента и риск неплатежа, выступая еще и в качестве страховщика финансовых рисков. Все это делает факторинг очень удобным именно для малых предприятий. При оформлении факторинговой сделки внимание банка привлекает кредитоспособность не самой компании, а ее клиентов, поэтому получить факторинг легче, чем кредит.

«Факторинг, являясь адресным инструментом для малого и среднего бизнеса, позволяет существенным образом увеличить объемы реализации и производства за счет удобных отсрочек платежа для покупателя и быстрого финансирования факта переуступки для производителя. При этом и покупатель, и производитель может вкладывать появившиеся в результате факторинговой модели взаимоотношений средства в дальнейшее развитие бизнеса (переоснащение, выпуск дополнительных объемов продукции, закупку исходного сырья, укрепление каналов дистрибуции)», — говорит директор по развитию ЗАО ФК «Еврокоммерц» Илья Волков.

С тем, что факторинг удобен именно для малого бизнеса, соглашаются и другие специалисты. «Для таких клиентов факторинг — важный финансовый инструмент, более выгодный, чем для крупных организаций. Для малого бизнеса важно получить не только разовую денежную поддержку для закрытия провалов оборотных средств, но и финансовые вливания для развития своей компании, — комментирует начальник отдела международного финансирования и факторинга новосибирского филиала Промсвязьбанка Ольга Верочкина. — Факторинг удовлетворяет обе эти потребности. Причем клиент может распорядиться полученными финансами по своему усмотрению без представления отчетности — восстановить фонд заработной платы, погасить дебиторские задолженности, вложить деньги в новые направления бизнеса. При этом наша функция — следить за увеличением его активов. Мы постоянно сталкиваемся с примерами роста бизнеса: по мере расширения компании происходит переход к другому способу привлечения средств — кредитованию. Крупные организации могут себе позволить закредитовать основные активы».

Конечно, факторинг — не панацея от всех бед малого бизнеса, связанных с финансированием, и подходит он далеко не всем компаниям. Сегодня проблемы в его предоставлении существуют из-за того, что эта сфера экономики во многом еще находится в тени. Лишь малая часть данного сегмента бизнеса дошла до открытия своих активов в официальной финансовой отчетности. «Мы ориентируемся на прозрачный бизнес. В противном случае приходится отказывать в услуге — не можем предоставить факторинг, если запрошенные финансы больше активов организации. Плохая кредитная история также значительно уменьшает шансы компании в получении факторинга», — поясняет Ольга Верочкина.

Малый ВВП

Неудовлетворенный спрос на финансирование со стороны малых предприятий гарантирует динамичное развитие новых инструментов привлечения заемного капитала в ближайшие годы. Но это не является решением проблемы увеличения малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте страны. Компании, которые только создаются или не доросли до уровня, когда банки проявляют к ним активный интерес, все еще испытывают проблемы в поиске средств для развития. Государство пытается финансировать различные программы поддержки малого бизнеса, но этого явно недостаточно. «Все это половинчатые решения. Единой государственной политики в этом вопросе пока нет, — считает Андрей Шухов. — Во-первых, государство не занимается популяризацией или рекламой таких программ, для участия в них нужно соответствовать целому ряду порой невыполнимых требований. Например, по заработным платам и количеству сотрудников, по времени существования и налоговым выплатам. Это ограничивает круг бизнесменов, готовых использовать господдержку для развития своего бизнеса».

Вопрос с получением средств у генерального директора Антона пока не решен. Выбор между кредитом, лизингом или факторингом зависит в большей степени от того, кто первым признает, что молодая компания достойна получить тот объем средств, который ей нужен. И признает ли вообще.

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №41 (137) 6 ноября 2006
    Церковь и общество
    Содержание:
    Добро и зло

    Споры вокруг введения в школах предмета «Основы православной культуры» отражают новый виток борьбы между приверженцами ортодоксального христианства и атеистами. Компромисс в этом вопросе вряд ли возможен

    Реклама