— Какой самый важный проект зарубежного партнерства института?
— В последние годы основным партнером Института ядерной физики является Европейский центр ядерных исследований (European Organization For Nuclear Research, CERN), расположенный на границе Франции и Швейцарии, недалеко от Женевы. Сейчас там завершается сооружение, по-видимому, самого амбициозного за всю историю человечества гигантского (периметр — около 30 километров) сверхпроводящего ускорителя LHC (Large Hadron Collider). Вклад ИЯФ в его создание достаточно весом, что отражается на статистике экспорта института.
— Какие еще страны проявляют интерес к вашей продукции?
— Мы производим установки, относящиеся в первую очередь к области фундаментальной науки — физике элементарных частиц, физике плазмы и ускорительной технике. Поэтому нашими партнерами являются страны, которые могут позволить себе такие дорогостоящие исследования: Швейцария, Германия, Англия, Франция, США, Канада, Япония. Небольшие электронные ускорители для промышленных применений в области радиационной химии, облучения кабельной продукции, стерилизации продуктов и материалов часто заказывают Китай и Южная Корея.
— Собираетесь ли вы разрабатывать и экспортировать продукцию прикладного значения?
— Скорее, мы ищем новые сферы применения наших установок и, соответственно, новые рынки. Недавно мы предложили для лечения раковых заболеваний ионный синхротрон, параметры которого могут быть существенно улучшены из-за использования наших специальных разработок. Сейчас идут интенсивные переговоры с возможными покупателями.
— Как государство помогает продавать продукцию за границей?
— Поставки в рамках сотрудничества с CERN, в котором Россия участвует официально, были в свое время освобождены от таможенной пошлины и НДС, и это действительно помогло в трудные для российской науки времена. Но это, скорее, исключение из правила. В остальном мы не видим от государства защиты наших интересов.
В основном деньги, заработанные на контрактах, вкладываем в проведение научных работ в нашем институте, создание новых установок, поддержание работоспособности старых, увеличиваем зарплату и выдаем кредиты сотрудникам на жилье. Мы стараемся (хотя и за свой счет) сохранить научные школы, сложившиеся в нашей области знаний в России полвека назад, в надежде, что рано или поздно правительство сможет финансировать фундаментальные исследования в большем объеме. Часто проблемы господдержки связаны только с тем, что различные ведомства не могут договориться о мелочах и взять на себя ответственность.
Подготовил Артем Слепец