Мнения специалистов

6 ноября 2006, 00:00
  Сибирь

Ректор Новосибирского богословского института Александр Реморов (отец Александр) и директор средней общеобразовательной школы № 136 Галина Соломеева комментируют вопрос участия церкви в образовательной системе

«Мораль, впрочем, как и народная идея, практически утрачена, общество вынуждено искать замену»

Александр Реморов (отец Александр): Честно говоря, когда разговор заходит о религии и образовании, термины «добро» и «зло» не очень уместны. Скорее, следует говорить о благе и вреде, причем по отношению к человеку. В чем, по-вашему, заключаются противоречие и противостояние? Ведь борьба идет не между православными и атеистами, а между атеистами и православными. Когда предлагается ввести в школах курс «Православная культура России», то возникает отчаянное сопротивление: дескать, подобное образование ущемляет права граждан (я имею в виду сопротивление убежденных атеистов). Но если говорить о воспитании, то здесь есть несколько мировоззренческих фундаментов, на которых можно его вести. Если мы строим образование на атеистическом фундаменте — это одно, на светском — другое, на религиозном — третье. Это выбор мировоззрения.

Что касается нашей с вами общественной жизни, общественной морали, то практически все люди, которые считают себя членами общества, прекрасно понимают, что дальше идти уже некуда: настолько упала нравственность, настолько разложилась мораль. Вопрос, готово ли общество принять церковь, мне задают часто. Во-первых, церковь никогда не была вне общества. Смысл ее существования — обожение, соединение человека с Богом, следовательно, она не может существовать сама по себе.

Исторически изменялось лишь отношение власти к ней. В советский период церковь подвергали дискредитации. Взамен социуму были предложены новые нравственные ценности. Но сейчас, когда мораль, впрочем, как и народная идея, практически утрачена, общество вынуждено искать замену. Нельзя жить без ценностей или с навязанными ценностями, иначе это может привести к дальнейшей «бандитизации» страны. Поэтому вопрос духовного образования встал, что называется, ребром. И речь идет не только о христианах. Введение подобного предмета поддерживают и мусульмане, и иудаисты, и представители других религий. При этом позиция Русской православной церкви здесь неизменна: духовное образование необходимо. Оно позволит составить минимальное представление о религии и нравственности. Если удастся добиться этого, можно будет вести разговор и о религиозном воспитании. И тогда человек станет по-настоящему свободен в выборе мировоззрения.

В заключение выскажу мнение французского мыслителя и ученого Блеза Паскаля: «Если я верю в Бога, я ничего не теряю в этой жизни, зато в будущей приобретаю все; если же я не верю в Бога, то в этой жизни ничего не приобретаю, в будущей же теряю все».

«Нельзя любить и защищать то, чего ты не знаешь»

Галина Соломеева: В нашей школе учебный курс «Православная культура России» преподается уже третий год. Программа составлена протоиереем Борисом Пивоваровым, хорошо продумана и разработана специалистами при участии экспертного совета при НИПКРО (Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования).

У нас этот предмет преподается в старших гуманитарных классах, а в прошлом году специально по просьбе родителей мы ввели его еще и для шестиклассников. Курс рассчитан на 34 часа, то есть в неделю школьники посещают по два занятия, на которых не ставятся оценки. Лекции чередуются с экскурсиями в соборы, кроме того, материал существует и в электронном варианте, транслируется через мультимедийный проектор. В качестве преподавателей мы приглашаем специалистов из Новосибирской епархии — не священников, а выпускников богословского института.

Есть образовательная область под общим названием «Философия», куда входят такие предметы, как литература, русский язык, к ней же относится и раздел «Духовно-нравственная сфера жизни общества». Поэтому курс, посвященный православной культуре России, нормально вписывается в учебный план.

В самом курсе нет никаких культовых мероприятий, ритуальных моментов, учащихся не учат молиться. Он выполняет две основные функции: познавательную и воспитательную. Еще в 1997 году был принят Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который признавал особую роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры. Поэтому цель данного учебного курса — донести до любого школьника ясное и доступное представление о православной культуре России: показать ее истоки, познакомить с выдающимися явлениями и деятелями, рассказать о памятниках древнерусской литературы, о храмах на Руси, о том, что такое икона. Изучают именно историю, не говоря ни о Библии, ни о теории божественного происхождения человека. Кроме того, этот предмет помогает понять многие вещи в русской литературе. Например, учащимся объясняют, почему Пушкин в «Станционном смотрителе» несколько раз упоминает картинки, изображающие евангелийскую притчу о блудном сыне, а в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны...» перефразирует великопостную молитву.

Как только молодежь потеряла духовно-нравственные ценности, все сразу кинулись к истокам. Нельзя любить и защищать то, чего не знаешь. Я считаю, что этот курс способствует формированию гражданской зрелости и подлинного патриотизма.

Подготовили Николай Самсонов, Софья Гольдберг