Будем дружить домами

Ольга Шадрина
13 ноября 2006, 00:00
  Сибирь

Сибирь — емкий рынок для сбыта белорусских товаров и поставщик необходимого для их производства сырья

В последние три года наблюдается положительная динамика в развитии торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь и регионов Сибирского федерального округа. В 2003 году товарооборот между ними составил 326 млн долларов, в 2004-м — 424 млн, а в прошлом году превысил 450 млн. Есть все основания предполагать, что рост продолжится.

Из Беларуси в Сибирь

В 2005 году в СФО было ввезено белорусских товаров на сумму 296,7 млн долларов. Лидирующие позиции по объемам импорта принадлежат Кемеровской области — 141,3 млн долларов. Тяжелая техника, которую поставляет БелАЗ на угольные разрезы Кузбасса, формирует соответствующие параметры импорта из Беларуси, хотя и остальное белорусское машиностроение неплохо представлено на сибирском рынке.

Помимо продаж продукции БелАЗа, у которого сложились долгосрочные связи с компанией «Кузбассразрезуголь» и подписан договор на поставку карьерной техники для предприятий СУЭКа, на территории Сибири реализуется крупный проект с лизинговой компанией на поставку техники Минского завода колесных тягачей. Пассажиров многих городов округа перевозят автобусы давно известной марки «МАЗ» (Минский автомобильный завод). Впрочем, МАЗ продолжает поставлять нам магистральные грузовики. Продукция сельхозмашиностроения — отдельная страница взаимоотношений между Сибирью и Республикой Беларусь.

«Мы — крупнейший аграрный регион в СФО, а Беларусь — один из наиболее значимых производителей сельскохозяйственной техники, поэтому у нас традиционно сложившиеся экономические связи», — говорит губернатор Алтайского края Александр Карлин. При этом Минский тракторный завод способен предложить сибирякам 27 новых тракторов мощностью от 80 до 250 лошадиных сил. Производственное объединение «Гомсельмаш» продает сибирякам современные машины по кормозаготовке и кормопроизводству.

«Кроме того, «Гомсельмаш» сильно продвинулся в своих разработках и выпустил «Полесье». Это универсальная энергомашина, трактор, который с помощью навесного оборудования способен выполнять все виды сельскохозяйственных работ, — рассказывает Виктор Алтухов, заместитель председателя исполкома Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) по вопросам агропромышленного комплекса. — Наконец-то на постсоветском пространстве появилась техника, способная конкурировать по качеству и цене с продукцией западноевропейских фирм, что позволяет существенно сократить расходы на производство сельскохозяйственной продукции».

Традиционным спросом в Сибири пользуются белорусские холодильники, телевизоры, бытовые приборы, одежда, трикотаж, посуда, мебель, продукты питания, косметика, белье. Продукции известной марки женского белья «Милавица» в прошлом году здесь было реализовано почти на 4 млн долларов. Идет рост объемов продаж обоев минской и гомельской фабрик, облицовочных материалов завода «Керамин», лифтового оборудования. Зарекомендовала себя в сибирских условиях дорожно-строительная техника минского предприятия «Амкодор».

Из Сибири в Беларусь

Объемы экспорта сибирских товаров в Республику Беларусь почти в два раза ниже объемов импорта и чуть превышают отметку в 155 млн долларов (тенденция сохраняется и в этом году, за шесть месяцев экспорт составил 80 млн долларов, импорт — почти 171 млн). Наибольший объем поставок приходится на Омскую область — 44, 8 млн долларов (28%). В основе ее экспорта продукция Омского завода технического углерода — сажа для производства автомобильных шин и резинотехнических изделий.

На втором месте (24%) Алтайский край. «Идет увеличение товарооборота между республикой и краем, но в этом году произошли некоторые изменения: вырос импорт белорусских товаров, а экспорт наших снизился, в частности по поставкам продукции завода «Алтайвагон». Но это просто обстоятельства меняющейся жизни, — говорит Александр Карлин. — Во время визита премьер-министра Республики Беларусь Сергея Сидорского на «Алтайвагон» мы договорились о поставках пакета для сборки вагонов непосредственно в Беларусь. Сложностей много, но всегда можно внести коррективы. Для нас Беларусь — одно из стратегических направлений сотрудничества». В отличие от нее Сибирь пока в большинстве своем поставляет на белорусский рынок разного рода сырье. Кемеровская область продает уголь, кокс, алюминий, черные металлы. Иркутская — лидирует по экспорту целлюлозно-бумажной продукции.

«Рынки бывших республик Советского Союза для нас наиболее интересны и перспективны. Ведь нам непросто выходить со своей продукцией на мировой уровень, — комментирует губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. — Кроме того, наши отношения во многом определяются заложенными в советское время кооперационными связями. Электродвигатели новосибирского завода «Станкоэлектропривод» изначально создавались для белорусской техники. В результате белорусам больше негде купить эти двигатели, а нам их некуда продать. Они не настолько универсальны».

Ретроспектива с перспективой

Выход за пределы прежде сформированных, затем разрушенных и восстановленных экономических связей между Республикой Беларусь и Сибирью можно считать обоюдным стремлением. Какими станут эти шаги, какую определят тенденцию, решается как раз сегодня. Промышленная политика правительства республики в настоящее время более чем определена. Предприятия модернизируются, осваивают новые виды продукции. Взят курс на создание инновационной, конкурентоспособной, интегрированной в мировое сообщество экономики. Но вот сырья для выполнения этих планов у Беларуси недостаточно.

В данном случае Сибирь — желанный деловой партнер. Республике необходимы рынки сбыта, развитие экспортных поставок. И белорусские предприятия на рынке СФО сегодня ведут себя все активнее. Они заключают дилерские соглашения, открывают сервисные центры для обслуживания своей техники, торговые представительства и совместные предприятия по сборке машин. Так, результатом визита Сергея Сидорского в Алтайский край стало решение об организации сборки белорусских троллейбусов в Барнауле.

«Мы обеспечим бюджетную поддержку этому проекту. На одном собранном у нас белорусском троллейбусе мы экономим для бюджета Барнаула 500 тысяч рублей. Это значительная сумма для муниципалитета», — поясняет Александр Карлин. Подобные соглашения о продвижении белорусской техники в Сибири выгодны местному рынку: появляется возможность по более низкой цене покупать современные, качественные машины. Но у сибиряков есть ответное желание развивать собственное промышленное производство, поставлять на белорусский и мировой рынок не просто сырье или комплектующие, а конечный продукт.

Общее настроение, которое сегодня есть в Сибири в отношении дальнейшего развития сотрудничества с Республикой Беларусь, выразил заместитель председателя исполкома МАСС по внешнеэкономическим связям Сергей Тихомиров: «Нам необходимо переходить на следующий уровень — взаимную кооперацию. От Беларуси мы, безусловно, не ждем инвестиций, но ждем налаживания хороших кооперационных связей, участия в совместных проектах, обмене технологиями и научными разработками. То есть сотрудничества именно в тех направлениях, которые позволят совместно развивать промышленное производство, создавать новые рабочие места как в республике, так и в Сибири». Насколько это будет реализовано, зависит от многих факторов, в первую очередь от дальнейшего развития политических отношений России и Беларуси.

Республика Беларусь

Площадь – 207.6 тыс. кв. км. Протяженность территории с севера на юг – 560 км,  с востока на запад – 650 км. В республике 6 областей, 118 районов, и более 100 городов, 111 поселков городского типа, свыше 24 тыс. деревень.

Ключевые отрасли экономики: Машиностроение, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание. ВВП в 2005 году составил 63,7 трлн белорусских рублей (797,3 млн рублей) и увеличился по сравнению с 2004-м на 9,2%.

Население – 9,8 млн человек, 71,5% - городские жители. Белорусы в структуре населения страны составляют 81%, остальные 19%, представляют более 140 национальностей.

Сибирский федеральный округ

Площадь – 5 114,8 тыс. кв. км, или 30% от территории России. В округ входит 16 субъектов РФ, на территории расположены 132 города. Регион занимает первое место в России по производству продукции цветной металлургии и угольной промышленности и второе по производству продукции лесопромышленного комплекса. Развиты такие отрасли, как черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность. В Сибири сосредоточенно 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена,71% никеля, 69% меди, 44% серебра, 40% золота.

Население – 20,5 млн человек, 70.4% - городские жители