Административный cтоп-кран

Спецвыпуск
Москва, 20.11.2006
Расставляя барьеры на пути и без того инертного среднего бизнеса, невозможно решить задачу увеличения валового внутреннего продукта за счет компаний этого класса

Мечты о 50-процентной доле малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте страны — пресловутой европейской мерке — не дают покоя ни федеральным и региональным чиновникам, сотрясающим воздух громкими заявлениями о достижимости такого показателя, ни самому малому и среднему бизнесу (его доля в российской экономике не превышает 12%). Казалось бы, и те, и другие должны быть заинтересованы в процветании рынка, но не все так просто: средний бизнес в 2006 году показал крайне неустойчивое развитие. Причины — как рыночные и управленческие (компании-лидеры переживают стадию бурного развития, что требует вливания дефицитных финансовых ресурсов и новых моделей управления), так и административные.

Непилотный проект

Мы вновь решили подготовить проект «Лидеры среднего бизнеса». В прошлом году аналогичный проект (см. «Эволюция среднего бизнеса» «Эксперт-Сибирь» № 44 (90) за 21–27 ноября 2005 г.) носил пилотный характер. Тем не менее он удался. Особенность в том, что авторы сумели выделить пласт компаний, которые можно отнести к предприятиям среднего бизнеса. Но главное, была проанализирована структура сегмента, показана динамика роста в различных отраслях, определена перспективность развития среднего бизнеса в конкретных регионах Сибири и отраслях региональной экономики.

Предлагаемый вашему вниманию рейтинг компаний среднего бизнеса основан на данных объемов реализации по итогам 2005 и 2004 годов. В связи с изменением методики подготовки рейтинга 400 крупнейших компаний Сибири (см. «Методика составления рейтинга и информация» «Эксперт-Сибирь» № 37 (133) за 9–15 октября 2006 г.) стал другим и подход к отбору компаний для нынешнего рейтинга. Нам было необходимо не пересечься с предприятиями top-400. Нижняя точка отсечения по реализации их продукции и услуг составила 590 млн рублей, то есть компания, относящаяся по нашей классификации к среднему бизнесу, имеет выручку меньше этого объема. Исходя из этого мы сформировали рейтинг наиболее динамичных компаний по темпу прироста объема реализации за 2005 год. Как и ранее, опубликован рейтинг двухсот наиболее динамичных компаний по отношению к предыдущему периоду (таблица 1). Мы проанализировали еще несколько сотен компаний, прежде чем выявили основные тенденции, свойственные среднему бизнесу в прошлом году.

В целом объем реализации увеличился на 5,2%. Много это или мало? На наш взгляд, мало: для группы компаний среднего бизнеса темпы роста объемов реализации должны значительно превышать показатели крупных компаний и, конечно, темпы роста ВВП.

Почему так должно происходить? Причин несколько. Во-первых, большинство компаний среднего бизнеса относятся к динамичным отраслям — торговле, пищевой промышленности, общественному питанию, банковской и другой финансовой деятельности. Управление группами бизнес-процессов — финансовыми, кадровыми, хозяйственными — в таких компаниях более гибко.

Совокупная выручка компаний среднего бизнеса, отобранных нами для проекта (всего их 859 — достаточно для репрезентативности), составляет 288,9 млрд рублей.

Лидеры, статисты, аутсайдеры

В 2005 году пятерка наиболее динамичных отраслей (темп прироста в пределах 21,2–49,1%) несколько обновилась. Теперь среди них — информационные технологии и связь, электроэнергетика, промышленность строительных материалов и металлоконструкций и банки (без учета малочисленных групп). Пятерка отраслей с минимальными темпами прироста выручки (в пределах 2,5–8,2%): транспорт, цветная, черная металлургия, полиграфическая промышленность. Перераспределение связано в первую очередь с внутренними особенностями развития конкретных отраслей: конъюнктурная или сезонная динамика цен, отложенный или, наоборот, резко возросший спрос на новую продукцию.

Самыми стабильными оказались отрасли, характеризующиеся высокими и средними совокупными объемами выручки: строительство, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение.

При обобщенном анализе выявляются сравнительно невысокие темпы прироста выручки, свойственные среднему бизнесу. Тем не менее в отдельных компаниях они оказались впечатляющими: максимальный составил 188,2% у торговой компании «Новокузнецкобувьторг». Зато минимальный (не более 1%) зафиксирован сразу у девяти компаний. Приблизительно у 25% предприятий наблюдается падение выручки (мы остановились на показателе двукратного падения объемов). В то же время три наиболее многочисленные группы (оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность) дают отрицательный прирост.

Исследование затрагивает и другие грани развития среднего бизнеса. Можно проследить, сколько компаний крупного бизнеса перешли в разряд средних и наоборот. В этом году число компаний так называемых миграционных групп сильно поубавилось, а отраслевая комбинация почти не изменилась: наименее стабильны дистрибьюторские компании, предприятия химической и нефтехимической, угольной промышленности. Комплексный анализ миграционных групп, крупного и среднего бизнеса виден в таблицах 2 и 3.

По средним меркам

Пока средний бизнес развивается в рамках усредненных показателей. На рынке промышленных товаров найти отечественную продукцию непросто. Российские перепродавцы в изобилии поставляют импортные одежду, обувь. Иными словами, и малый, и средний бизнес в основном не производит, а занимается элементарным посредничеством.

Бизнес достаточно активно участвует во внешней торговле. И тут предпринимателям не помешал бы государственный стимул развития внешнеэкономических отношений. Но недостатки российского законодательства, регулирующего внешнеторговую сферу, создают барьеры на пути здорового развития импорта и в торговле — столь востребованной сфере деятельности среднего бизнеса. Уровень пошлин на импортируемые товары явно завышен, что, с одной стороны, создает трудности для компаний-импортеров, а с другой — диктует высокие внутренние цены. Согласно экспертным оценкам, средняя ставка пошлин в России в 2,5 раза превышает уровень в странах, входящих в ВТО. С учетом НДС и акцизов общий уровень обложения импорта в России достигает 40%, что в шесть–семь раз выше среднего уровня ВТО.

Мы можем задаться справедливым вопросом: почему такие издержки в торговле не подталкивают российского предпринимателя в производственный сектор? Ответ прост: здесь его встречают новые сложности, связанные прежде всего с получением заемных средств на развитие производства. Россия занимает 148-е место в мире по кредитованию малого и среднего бизнеса. Между тем в отечественном производстве сосредоточено только 20% малых и средних предприятий.

В кредитах нуждаются те, кто занят в производстве, торговле, сфере услуг и строительстве. Пока финансовые организации медленно преодолевают собственные проблемы на пути сотрудничества со средними компаниями, предприниматели осваивают другие финансовые рынки. Возможность взять крупную сумму по относительно невысоким ставкам на большой срок подтолкнула российских бизнесменов на облигационный рынок.

Спрос оказался настолько высок, что существенно повлиял на прирост рынка корпоративных облигаций: 55% данного сектора занимают средние компании. Для них долговой рынок облигаций — основной источник инвестиций в оборотные средства. Согласно прогнозам аналитиков, в 2007 году объем эмиссий корпоративных рублевых облигаций может достигнуть 400 млрд рублей. При этом рублевые ставки снизятся. Таким образом, продолжится активный выход компаний среднего бизнеса на рынок публичных заимствований.

Лидеры среднего бизнеса по обороту: отраслевой разрез
20 наиболее прибыльных компаний среднего бизнеса
Особенности регионального роста среднего бизнеса
Особенности роста компаний по отраслям
Лидеры среднего бизнеса сибирского региона: динамика развития

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №43 (139) 20 ноября 2006
    Алкоголь
    Содержание:
    Продолжение следует?

    В ситуации вокруг суррогатного алкоголя в Иркутской области, приведшего к смерти более 60 человек, пытается разобраться комиссия из 600 специалистов

    Реклама