Жанр без границ

Прошедший в Новосибирске общенациональный книжный фестиваль продолжил традицию Эдинбурга, Лейпцига, Вашингтона и Москвы

В конце осени Новосибирск превратился в центр литературной жизни России — с 17 по 19 ноября здесь прошел «Книжный фестиваль». Этот грандиозный общероссийский форум проводился в городе впервые, а примером послужил состоявшийся в июне 2006 года Открытый московский книжный фестиваль, продлившийся пять дней. Новосибирское мероприятие стало пилотным в большом национальном проекте «Книжный фестиваль. Россия», приуроченном к Году чтения.

По словам директора фестиваля, главного редактора газеты «Книжное обозрение» Александра Гаврилова, Новосибирск в качестве отправной точки выбран по двум причинам. Во-первых, потому что он — один из узловых центров России, объединяющих культурные потенции сопредельных территорий. «Когда мы устраиваем какие-то культурные вбросы в столицу Сибири, мы ориентируемся на аудиторию и Томска, и Кемерова, и Барнаула. Но это лишь одна из причин. Новосибирск мы предпочли прежде всего потому, что здесь удалось найти организацию, которая в состоянии проводить столь масштабные проекты, — это агентство регионального развития «Открытая Сибирь» и его директор Татьяна Ткаченко», — рассказывает Гаврилов.

Новосибирск собрал исключительно русскоязычных писателей. «Если в столице и, вероятно, Петербурге необходимо проводить международные фестивали, чтобы аудитория вообще хоть что-нибудь заметила, то в городах, удаленных от центрального региона, представляется наиболее уместным формат национального фестиваля. Именно его мы впервые опробовали здесь и надеемся, что в следующем году начнем возить по другим городам», — делится планами Александр Гаврилов.

Прообразом послужил легендарный Эдинбургский фестиваль, которому уже более 20 лет. Он проводится каждое лето и длится около трех недель. Подобные события устраиваются в США (под руководством первой леди Барбары Буш) и Лейпциге. Именно на формат этих проектов ориентируются нынешние организаторы.

Новосибирский книжный фестиваль не только стремился поднять престиж чтения и утвердить утраченную в современном обществе ценность Книги, но и доказать, что она — не просто полиграфический продукт, а некий универсальный культурный артефакт, к которому сходятся театр, музыка, кинематограф. Поэтому форум не был похож на традиционные встречи с писателями, ограничивающиеся авторскими чтениями. Программа подразделялась на две части — детскую, проходившую в театре кукол (специальным гостем стал Эдуард Успенский), и основную взрослую, участники которой собирались в соседнем здании ДК им. Октябрьской революции («Кобра»). Здесь можно было увидеть ретроспективу советского кинематографа, в том числе последний немой фильм киноавангардиста Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929), где режиссер экспериментировал с ритмом экранного времени, а также другие ленты мирового кинематографа, предоставленные Московским музеем кино. За музыкальную часть программы отвечали группа «Ундервуд» и Александр Ф. Скляр (группа «Ва-банкъ»), исполнивший песни Вертинского.

Универсальную валентность литературного жанра по отношению к другим видам искусства весьма убедительно доказали поэты-постмодернисты, лидеры советского подпольного авангарда — Лев Рубинштейн, уже посещавший Новосибирск в прошлом месяце, и Дмитрий Пригов. Рубинштейн, показав фирменное чтение стихов по карточкам, продемонстрировал публике свой новый жанр — так называемый ностальгический перформанс: московский концептуалист стал еще и певцом, исполнившим проникновенным баритоном песни советских лет. А Дмитрий Пригов ошарашил экстравагантным джазовым перформансом: под аккомпанемент флейты, рояля и ударных он прочитал сонорные стихи, то имитируя горловое пение буддистских монахов, то дребезжа фальцетом пушкинские строки про дядю самых честных правил.

Можно было поучаствовать также в многочисленных дискуссиях, которые проводили в том числе поэт, эссеист, критик Линор Горалик, занимающаяся исследованием социальной природы феномена педофилии, или гуманитарий-универсалист Дмитрий Быков, который на пару с любимым гламурными журналами писателем Ильей Стогoffым рассуждал о проблеме взаимоотношений литературы и телевидения.

Вместе с гостями, уже ставшими классиками современной словесности, такими как Петр Вайль, Тимур Кибиров, Виктор Ерофеев, выступали и новосибирские поэты: молодое объединение «Шорохо», признающее только живое чтение стихов, Виктор Иванiв, сошедшийся в поэтическом поединке «поэбокса» c московским любителем видеопоэзии Андреем Родионовым, известный новосибирский критик Сергей Самойленко.