Пресловутый человеческий фактор

Межгосударственный авиационный комитет официальной причиной июльской авиакатастрофы в Иркутске назвал человеческий фактор. Ошибка пилотов стоила жизни 125 человек

Катастрофа самолета А-310 российской авиакомпании S7 произошла в иркутском аэропорту 9 июля. Лайнер выполнял рейс Москва–Иркутск. После приземления он выехал с посадочной полосы, пробил бетонное заграждение, врезался в гаражи и загорелся. Тогда в качестве одной из основных версий трагедии рассматривались технические причины. Члены созданной комиссии говорили, что по предварительному заключению у самолета отказала гидравлическая система тормозов после включения системы реверса. Представители S7 и завода-изготовителя — авиастроительного концерна Airbus — технический фактор исключили сразу же. Результаты экспертизы подтвердили: лайнер был исправен. Причиной трагедии Межгосударственный авиационный комитет (МАК) назвал действия экипажа.

Как говорится в сообщении МАК, после посадки командир воздушного судна при управлении реверсом правого двигателя непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован, из положения «малый газ» в положение значительной прямой тяги. «При отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателей и скоростью движения самолета, имея достаточный резерв времени на распознавание сложившейся ситуации, экипаж не принял необходимых мер для перевода левого двигателя на малый газ или выключения двигателя», — заключил МАК. То есть первый пилот случайно нажал рычаг реверса левого двигателя, и самолет развернуло на полосе.

Авиакомпания S7 отреагировала на это собственным заявлением. Выводы МАК нельзя назвать внятными и исчерпывающими, заявили представители S7. «Например, в заявлении представителей комитета не затронуты вопросы, связанные с плохими метеорологическими условиями и состоянием взлетной полосы в момент посадки лайнера. Один лишь вердикт «ошибка пилота» не может объяснить всех причин произошедшего 9 июля в аэропорту Иркутска, — подчеркивается в сообщении. — Удобна эта версия потому, что она ничего не говорит ни о роли в катастрофе взлетно-посадочной полосы аэропорта, ни о роли конструкции воздушного судна. Такая ситуация вызвана тем, что ответственность за безопасную эксплуатацию лежит не только на авиакомпании, производителе авиационной техники или администрации аэропорта, но и на МАК как на полномочном государственном органе, осуществляющем выдачу сертификатов на эксплуатацию самолетов и аэродромов».

Реакция S7 на заключение МАК понятна. По мнению аналитиков, такой вывод комиссии предполагает репрессивные меры в отношении в первую очередь авиакомпании, отвечающей за подготовку и переподготовку пилотов. Как сообщил аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев, вопрос выплаты или невыплаты страховки будет зависеть от условий страхового соглашения, а вот «репрессии» со стороны государственных структур могут последовать. «После расследования не исключено применение санкций вплоть до отзыва лицензий», — отметил он.

Подобные меры МАК уже применял, правда к менее крупным перевозчикам. Серьезной проблемой авиационной отрасли России специалисты называют необходимость освоения российскими летчиками новых типов воздушных судов. Экипажи, которые летали на Ту-154, вынуждены переучиваться и привыкать к управлению машинами западных производителей. Далеко не все авиакомпании уделяют этому внимание. Мало того, что множество мелких и средних авиакомпаний вынуждены использовать те самолеты, которые им доступны, они повышают уровень нагрузки на пилотов и технику, бросая их с маршрута на маршрут. Это пагубно влияет и на машины, не получающие необходимого техобслуживания, и на летчиков, для которых уровень стресса порой оказывается запредельным. Ошибки в таких ситуациях неизбежны.

Материалы расследования катастрофы будут опубликованы после получения комментариев Бюро расследования авиационных происшествий (Франция) — официального представителя государства разработчика, изготовителя и регистратора воздушного судна, а также Национального бюро безопасности на транспорте (США) — официального представителя государства разработчика и изготовителя двигателей. Произойдет это до конца текущего года. Каковы будут последствия для S7, пока не известно. Минимум, что придется сделать авиакомпании, — внести серьезные коррективы в подготовку и переподготовку пилотов. Дело в том, что S7 реализует программу замены российских самолетов. В течение ближайших лет она планирует запустить в эксплуатацию несколько самолетов Airbus.