Правительство России и персонально глава МВД РФ Рашид Нургалиев по поручению Президента РФ Владимира Путина ломают голову над проблемой экстремизма. В ближайшее время необходимо сформулировать свою позицию в этом отношении и представить программу искоренения в обществе националистических настроений.
Тесное сотрудничество милиции с национальными диаспорами, по мнению главы государства, — один из шагов к гармонии в отношениях между народами, проживающими в России. Должны активизироваться и средства массовой информации. Как считает президент, четвертая власть вместе с исполнительной и законодательной должна нивелировать межэтнические конфликты, формировать позитивное отношение к представителям разных национальностей, учить общество терпимости, с новой силой развернуть пропаганду дружбы народов. Думается, правительственная программа по борьбе с экстремизмом будет весьма богата на мероприятия, направленные на сокращение числа межнациональных конфликтов.
Заданный президентом на встрече с лидерами политических партий вектор наводит на определенные предположения. Скорее всего, дело в более пристальном внимании к малым народам России, к существующим в стране национальным диаспорам. И русские при этом, увы, вновь могут оказаться в стороне.
Последняя перепись населения, проведенная в 2002 году, подтвердила, что Российская Федерация является одним из самых многонациональных государств. На ее территории проживают представители свыше 160 национальностей. Несмотря на это, логика действий властей остается прежней: русские у себя дома, значит, у них все в порядке. Русские — большие братья всем живущим в стране народам, поэтому должны быть умными, добрыми и, безусловно, терпимыми. Терпимыми ко всему, в том числе и к полному искоренению собственных национальных интересов.
Нет, речь не идет о русском варианте нацизма, чего так боятся современники, но хочется обратить внимание общества на проблему национального самосознания титульного населения страны. Кто с ходу может ответить на вопрос: в чем проявляется наша русскость? Только ли во владении русским языком и паспортом гражданина Российской Федерации? Пожалуй, так оно и есть. Больше ничего, увы, на ум не приходит. Самобытная культура, традиции, праздники, религия — то, что традиционно объединяет, в том числе, и живущие в России народы и народности, не присущи многочисленной группе населения, считающей себя русскими. Формально существующие где-то в культурных программах министерств, ведомств, профильных комитетов черты нации не создают для русских ощущение национального единства. Но для любого человека важна принадлежность к определенной группе людей. Такова его психология. Национальное самосознание в этом играет одну из ведущих, если не главную, роль.
Русские в своеобразном стремлении к мирному сосуществованию в многонациональном государстве, озабоченные на самом высоком уровне дружбой народов (мы не говорим, что это плохо, но губительны гипертрофированные формы проявления любой доброй воли), как-то потеряли себя. Может быть, сегодня как раз и происходит этот мучительный поиск — кто же мы такие, русские? Что у нас общего? Что нас объединяет? Каковы наши внутринациональные отношения? Каковы наши взаимоотношения с другими национальностями? Как нам сохранить и отстоять себя?
Более чем актуальным становится отношение государства, высших органов власти именно к нации, к национальным настроениям, к тому, каким образом видит высшее руководство свой народ, чем, какими общенациональными идеями оно формирует именно русскость? Где границы между русской нацией и всеми другими народами России?
Ответов на эти вопросы нет, поэтому возникает обида, которая проявляется в самых разных формах: от полного безразличия русских к своей национальности, истории, культуре, самосознанию до проявлений экстремизма и предложений создать Русскую республику.