Инвестиционные проекты в сырьевых отраслях Сибири — норма сегодня и в ближайшем будущем
После кризиса 1998 года экономика страны развивалась по законам восстановительного периода, и, рассматривая показываемый экономикой рост, приходилось всегда помнить о его свойствах и причинах. Все-таки восстанавливать легче, чем строить новое. Но сейчас, по мнению многих экономистов, этот период подходит или уже подошел к концу.
В третьем ежегодном январском спецпроекте «100 новых проектов Сибири» мы решили изменить традиционную схему его построения на основе только планируемых инвестиционных проектов и дополнить его реализуемыми в 2005–2006 годах. Ведь при реализации масштабных инвестиционных планов с момента анонсирования и до завершения проходит зачастую несколько лет, поэтому именно такая структура рейтинга позволит определить основные тенденции развития экономики сибирского региона на ближайшие годы.
В сущности, спецпроект состоит из двух списков: «50 крупнейших проектов Сибирского федерального округа, реализуемых в 2005–2006 годах» и «50 крупнейших проектов Сибирского федерального округа, запуск которых запланирован на 2007–2008 годы». В планируемых проектах достаточно часто отсутствуют ключевые показатели объема инвестиций, не определены организации, реализующие проект, не говоря уже о сколь-нибудь вразумительном его описании. Такие проекты правильнее будет относить к разряду намерений, так как нередко заявления компаний или органов власти о тех или иных планах остаются без каких-либо серьезных действий по их реализации.
Мы попытались уменьшить вероятность попадания во второй список подобных «намерений». Давайте посмотрим, что было сделано за последние два года, и какие инвестиции будут определять развитие Сибири в будущем.
Тенденции не сломлены
Из уст руководства страны в последнее время мы все чаще слышим о необходимости развития наукоемких производств в целях уменьшения зависимости от мировой конъюнктуры рынка сырья, являющегося основой нашего экспорта и основным источником дохода. Но составленный рейтинг никакого перелома существующей тенденции не показал. Большинство проектов в той или иной степени связаны с сырьевым сектором экономики. И хотя в первой десятке рейтинга реализуемых оказались проекты, связанные со строительством, ЖКХ, туризмом и розничной торговлей, по ним, за исключением планов по строительству гипермаркетов «Алпи», работы только начались. В первом рейтинге лидерами по масштабности проектов являются Иркутская область и Красноярский край. Кемеровская область, темпы роста экономики которой в последние годы самые высокие в Сибири, такой масштабности не показывает. Но определяющим все же является не масштаб, а конечная реализация. Программы, стартовавшие в последние годы в Красноярском крае и Иркутской области, дадут значительный толчок к развитию как неосвоенных северных территорий этих регионов (строительство Богучанского энергометаллургического объединения, разработка Ванкорского нефтегазового и Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождений), так и районов, где уже существует промышленность (реконструкция Братского алюминиевого завода, строительство электрометаллургического завода в Братске, пятой очереди Иркутского алюминиевого завода, Тайшетского алюминиевого завода). В Кемеровской области при сравнении количества строящихся шахт и разрезов с обогатительными фабриками последние занимают значительную долю. Это вызвано большой экспортной направленностью отрасли и стремлением компаний повысить конкурентоспособность угля на рынке.
Точки роста
Бум, охвативший в последние годы сферу зимних видов спорта, а в особенности горнолыжный, не замедлил сказаться на инвестициях. Интересно, что из 50 реализуемых в 2005–2006 годах проектов четыре полностью связаны с этой сферой. Заявленный объем инвестиций при этом сопоставим с капиталоемкими отраслями. Если горнолыжный комплекс «Шерегеш», попавший во второй рейтинг, активно развивается в последние пять-шесть лет, то «Бобровый лог» и «Танай» построены практически с нуля в короткие сроки. «Бобровый лог» сдан в эксплуатацию в декабре 2006-го, а «Танай» откроется в ближайшее время. Характерно, что инвесторами этих проектов выступают преимущественно угольные компании. В будущем, по мере развития их основных видов бизнеса можно ожидать инвестиции в сторону других, непрофильных.
Решение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Алтай, похоже, наконец-то сдвинуло с мертвой точки строительство горнолыжного комплекса «Манжерок» (гора Синюха) и сопутствующих проектов. Также с туризмом связан ряд проектов в Иркутской области и Республике Бурятия, что закономерно для регионов, на территории которых расположено озеро Байкал.
Возросшие требования компаний к предоставляемым им складским услугам, а также стремление выстроить более эффективные логистические цепочки породили несколько проектов по строительству складских комплексов класса «А» в крупных городах и грузовых терминалов при аэропортах (аэропорт Толмачево в Новосибирске и аэропорт города Иркутска). Компания «Инмарко» двинулась в этом направлении, построив единственный в России автоматизированный складской терминал с раздвижными паллетами, что позволяет хранить в восемь раз больший объем по сравнению с обычными стеллажными системами.
Появление масштабных проектов в сфере строительства (строительство города-спутника Кемерова «Лесная Поляна» и технопарка с жилым микрорайоном на 350 тыс. кв. м в Новосибирске) может свидетельствовать о начале перехода от точечной к комплексной застройке городов, хотя работы по этим проектам только начинаются и о системном переходе говорить еще пока рано. Масштабное строительство предполагает экономию на инфраструктуре, что должно сказаться на стоимости жилья. В Кемерове один из основных акцентов как раз делается на доступности жилья. Наличие национального проекта «Доступное жилье» будет стимулировать появление такого рода проектов в других регионах Сибири в ближайший год.
Общее развитие строительного рынка соответствующим образом сказалось и на промышленности строительных материалов. В первом рейтинге таких проектов девять. Среди них, наряду с увеличением уже имеющихся мощностей, например, расширение производства на заводе «Сибит» в Новосибирске, Томском фанерном заводе, имеются абсолютно новые. Это организация производства керамического кирпича и керамических блоков по технологии сухого прессования в Чите, создание предприятия по производству ДСП и ЛДСП в Томской области, строительство цементного завода мощностью 1,3 млн тонн в год в Новосибирской области.
В сфере розничной торговли заявлен значительный объем инвестиций двух крупнейших игроков — «Алпи» и «Компании Холидей».
Печально обстоят дела в машиностроении. Капиталоемкая отрасль должна была быть массово представлена в рейтинге, чего не произошло — всего шесть проектов на оба списка. В то время как только в цветной металлургии их семь из общих девяти металлургических. Такое соотношение свидетельствует не о лучшем положении дел в отрасли.
Пищевая промышленность традиционно представлена несколькими проектами по строительству новых и расширению имеющихся производств пива. В ситуации, когда все местные производители оказались поделены между компаниями национального масштаба, крупные игроки, которым не достались сибирские активы, вынуждены строить новые производства. Так, компания «Балтика» намеревается в ближайшие два года ввести в строй завод мощностью 2 млн гектолитров в Новосибирске. Остальные игроки (Сибирская Пивоварня Хейнекен, Барнаульский пивоваренный завод и другие) наращивают и модернизируют производство на имеющихся площадках. В своих планах компании опираются на факт меньшего потребления пива сибиряками в отличие от жителей европейской части России и намереваются изменить структуру в сторону увеличения.
Среди инфраструктурных проектов наиболее интересным является строительство железной дороги Кызыл — Минусинск, которая свяжет Республику Тыва с железнодорожной сетью страны. Мультипликативный эффект этого крупного проекта для Тывы трудно переоценить. При наличии железной дороги имеющиеся на территории республики месторождения угля и цветных металлов получат развитие благодаря экономии на транспортных расходах. Неслучайно проект рекомендован к финансированию за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в объеме 70% от сметной стоимости. С появлением железной дороги может возрасти и поток туристов, что также будет способствовать выводу республики из депрессивного состояния. Достаточно много компаний при разработке месторождений испытывают трудности по причине отсутствия инфраструктуры. Так, ГМК «Норильский никель» готов инвестировать в строительство инфраструктуры при разработке Быстринского месторождения в Читинской области с помощью средств Инвестиционного фонда. ИФК «Метрополь» прорабатывает тему строительства железной дороги, которая позволит начать освоение бурятских месторождений полиметаллов «Озерное» и «Назаровское», медно-баритовых и железно-марганцевых месторождений Озернинского рудного узла, месторождения урана «Хиагда», Мухальского месторождения глиноземов. Проблема неразвитой инфраструктуры вообще особенно остро стоит при разработке месторождений в Читинской области и Республике Бурятия. Описанные ситуации участия государства в проектах строительства дорог должны стать нормой. Хочет оно этого или нет, но развитие инфраструктуры — один из основных секторов его деятельности, пусть на паритетных началах с бизнесом. При наличии инфраструктуры бизнес сможет организовать инвестиционный процесс лучше государства.
Структура финансирования инвестпроектов обладает большой отрывочностью сведений в силу того, что компании до сих пор предпочитают не разглашать подобного рода информацию. Имеющийся массив данных не позволяет сделать однозначных выводов, разве что наблюдается преобладание заемного капитала над собственными средствами. Но есть компании, финансирующие очень емкие проекты за счет собственных средств, например, строительство берегового водосброса Саяно-Шушенской ГЭС с объемом инвестиций 6 млрд 498 млн рублей.
За ними рост
В силу различных причин в рейтинг вошло относительно небольшое количество проектов, связанных с энергетикой. Реформа энергетики, призванная привлечь инвестиции в эту отрасль, должна стать мощным толчком в их реализации. Можно ожидать, что к крупным проектам строительства Богучанской ГЭС и берегового водосброса Саяно-Шушенской ГЭС добавятся стройки новых тепловых станций и блоков, а также множество проектов по реконструкции и модернизации уже имеющихся.
В общем, анализ реализуемых проектов никаких радикально новых тенденций не выявил. Большинство из них как в валовом, так и в количественном выражении в той или иной степени связаны с сырьем, большая часть которого идет на экспорт. Хотя некоторые изменения в лучшую сторону имеются. Сдвиг акцентов на обогащение угля в Кемеровской области, масштабные проекты в туристическом бизнесе, а также реализация мощных проектов в Красноярском крае и Иркутской области будут определять будущее развитие наряду с традиционными проектами в угольной, металлургической, нефтегазовой и других добывающих отраслях.