Послезавтра

Экономика и финансы
Москва, 29.01.2007
«Эксперт Сибирь» №4 (146)
Такой громадный проект не поднять без поддержки правительства и политической воли президента

На столе у заместителя научного руководителя программы становления города Томска как центра образования, науки и инноваций мирового уровня, кипа бумаг. «Это только небольшая часть тех проектов, которые готовились в течение нескольких лет группой специалистов из ста человек», — объясняет директор Западно-Сибирского регионального центра социальных и информационных технологий Борис Агранович.

Программа поистине глобальная. Научным руководителем, главным организатором и идеологом является ректор Томского политехнического университета (ТПУ) Юрий Похолков. Она включает в себя пять комплексных и восемь целевых программ стратегического развития города до 2020 года. Развитие науки и научных исследований, развитие системы образования и воспитания, развитие инновационной деятельности, совершенствование системы управления городом, поддержка и развитие интеллектуальной элиты, развитие информационных коммуникаций, развитие системы здравоохранения и системы жизнеобеспечения. Культура и искусство, строительство и архитектура, физическая культура и спорт. Как видно, науку, образование и инновации нельзя развивать обособленно, без повышения общего качества жизни. «Последние несколько лет в Томске регистрируется постоянное увеличение средних доходов населения. Тем не менее, темпы роста качества жизни и, как следствие, творческая активность горожан, их инновационная инициативность по-прежнему остаются на более низком, чем в развитых странах, уровне. В долгосрочной перспективе повышение качества жизни, а значит, и творческой активности населения — наиболее важная для нас задача», — считает один из основных разработчиков программы, ректор Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Анатолий Кобзев.

Сегодня работа по программе закончена, проект одобрен городской Думой. Для финансирования программы необходимо 409 млрд рублей. Около 70% средств планируется привлечь из внебюджетных источников, остальные — из федерального, регионального и городского бюджетов. Из федерального бюджета планируется привлечь 44 млрд, еще 10 даст областной, 51 млрд — городской. Внебюджетные фонды за счет доходов от научной (105 млрд), образовательной (27 млрд) и инновационной (172 млрд) деятельности составят 304 млрд рублей. Сегодня объем внебюджетных средств составляет порядка 11 млрд рублей, этого достаточно для начала реализации программы.

Танцуют все

Наряду с разработкой и внедрением стандартов качества жизни органы власти должны сформулировать и реализовать программы, активизирующие частную инициативу и содействующие первоочередному внедрению инноваций. «Нужна не только финансовая поддержка, нашими единомышленниками должны стать все жители города. Они должны понять, что программа ориентирована на улучшение качества жизни каждого из них», — говорит профессор Агранович.

В этом контексте одна из задач экономики — привлечение населения к инвестированию личных накоплений в инновационные проекты. В США практически не найти человека, который хоть сто долларов да не вложил бы в подобный проект. В конечном счете, это становится одним из способов его заработка. «Одно из социологических исследований, проведенных кафедрой социологии ТПУ среди жителей Томска, показало, что все они единодушно поддерживают идею становления Томска как центра образования, науки и инноваций мирового уровня, но всего 20 процентов респондентов хотят для этого приложить собственные усилия», — продолжает профессор.

Чтобы эта ситуация изменилась, в комплексной программе совершенствования системы управления городом описана система изменения структуры местной власти. К разработке и принятию решений планируется как можно шире привлекать общественные объединения и отдельных граждан. «Целью данной инициативы является увеличение экономической и политической активности горожан, повышение их социальной ответственности за качество и уровень жизни, возрастание роли общественных организаций и объединений в реализации социальных программ и проектов, осуществляемых органами местного самоуправления. Улучшение осведомленности органов местной власти о потребностях горожан и обеспечение доверия к ним со стороны жителей города», — рассказывает руководитель комплексной программы, директор департамента экономики администрации Томска Елена Бушманова.

Для реализации этих задач в рамках программы планируется создание инфраструктуры развития местного самоуправления, развитие системы муниципального социального гранта, внедрение системы сбора и обобщения лучшего российского и зарубежного опыта по поддержке социальных инноваций и общественных инициатив, создание банка инновационных социальных и общественных проектов, идей и инициатив жителей Томска.

Естественно, все эти начинания невозможны без создания новой адаптивной системы управления городом. Вообще, весь проект ориентирован на изменение этой системы. Управление должно быть перестроено по программно-целевому принципу с использованием методов проектного финансирования. Необходима также правовая и законодательная поддержка со стороны высших органов власти.

Регион проблемных инноваций

Глобальная цель программы по направлению «Развитие инновационной деятельности» — становление Томска как одного из мировых инновационных центров наряду с Силиконовой долиной в Калифорнии, исследовательским треугольником в Северной Каролине, Кембриджем в Массачусетсе, Оксфордом в Великобритании и Бангалором в Индии. Эти центры устанавливают высокие стандарты эффективности функционирования инновационных экономик отдельно взятых городов. Вместе с тем, конкурентоспособность высокотехнологичной продукции стран Юго-Восточной Азии, Индии, Китая связана с низкой себестоимостью производимых там товаров и услуг. В случае с Томском дальнейший рост заработных плат в городе и одновременное вхождение России в ВТО могут привести к снижению и без того невысокой конкурентоспособности местной продукции.

Инвестиции

Две трети всех инвестиций в городе приходятся на нефтяную отрасль. Доля инновационного бизнеса чрезвычайно мала, большой проблемой было и остается отсутствие «длинных» денег. Максимальный срок банковского кредита — полтора года, в то время как минимальный срок, необходимый для окупаемости инновационных предприятий, — пять лет. Активность стратегических, венчурных инвесторов и «бизнес-ангелов» также крайне низка вследствие отсутствия поддержки властей и низкой информированности об инвестиционных возможностях вновь создаваемых предприятий города. Сегодня в Томске 470 инновационных предприятий — достаточно много, но в эту цифру включены все торгующие электроникой организации. Компаний, реально производящих инновационную продукцию, не более сотни. Для создания условий, дающих преференции по пользованию муниципальным имуществом и землей инновационным компаниям, инвесторам и банкам, для появления call-центра по продажам инновационной продукции, для проведения международных технологических конференций и создания венчурных фондов программой предусмотрено 462 млн рублей.

Кадры

Томск является крупнейшим образовательным центром, но кадровый вопрос для инновационных предприятий стоит достаточно остро: лучшие умы системно покидают город. По экспертной оценке директоров ведущих ИТ-компаний Томска, только 10% выпускников вузов обладают необходимыми знаниями и навыками. В городе нет системы мер, направленной на обеспечение решающего фактора при выборе места работы молодым специалистом — жилья, программы муниципалитета по частичному погашению процентной ставки банковских ипотечных кредитов для наиболее перспективных молодых специалистов. В программе развития инноваций заложено 400 млн рублей для реализации программы возвращения одной тысячи томичей, работающих за рубежом. Реализация ипотечной программы потребует 1,1 млрд рублей, причем из бюджетов планируется привлечь всего десятую часть этих средств.

Внедрение

Другая проблема науки — проведение академических исследований без учета рыночного спроса, и как следствие — низкая эффективность внедрения научных разработок. Причиной этого является недостаточное стимулирование прикладных исследований, имеющих рыночную направленность, и неразрешенность на федеральном уровне вопросов интеллектуальной собственности на результаты исследований. На уровне городской власти нет программ, содействующих использованию уже внедренных инноваций для повышения качества жизни горожан. Службы города не заинтересованы в применении последних достижений науки и техники в производственных процессах. «Мы хотим, чтобы инновационные предприятия работали на хозяйство города. Сейчас они работают на другие регионы. Не надо для ремонта водопровода созывать бригаду из десяти рабочих и раскапывать полгорода. Есть готовое решение — георадар, запатентованный у нас, в Томске. Он используется во многих странах мира, а у нас все еще работают экскаваторы», — рассуждает Борис Агранович.

Фирмы

За последние 20 лет в городе были ликвидированы крупные компании, которые, кроме производства высокотехнологичной продукции, зная специфику местного рынка, могли бы финансировать новые разработки. Создание новых крупных производств невыгодно из-за географической удаленности и плохо развитой транспортной инфраструктуры. «Для нас очевидны проблемы коммуникаций, не только информационных, но и физических. Мы, в отличие от инициаторов программы «Большой город» (альтернатива проекту «Томск как центр образования, науки и инноваций мирового уровня», руководителем которой был бывший мэр Томска Александр Макаров), считаем, что Томску не нужен международный аэропорт. Административным центром Сибири был и остается Новосибирск. Нам нужно построить скоростную железную дорогу, которая максимум за час доставит томича до новосибирского аэропорта Толмачево. Это к тому же самый дешевый способ частичного решения транспортной проблемы», — говорит Борис Агранович.

Международная экономическая активность города остается низкой по сравнению с мировым уровнем. Томск не является местом диспозиции крупных корпораций, способных инвестировать в науку и привлекать инновации извне. Недостаточно бизнес-центров, способных обеспечить проведение крупных международных встреч.

Не город вузов, а город-вуз!

Идеологи программы считают, что в Томске нужно создавать холдинг «Томский университет», который объединит все высшие учебные заведения города. На карте мира Томск должен выглядеть как университетский город. В Кембридже никто не говорит, что учится в каком-либо колледже, он говорит: «Я учусь в Кембридже». А ведь в наших масштабах это не областной и даже не районный центр. Это небольшой городок с населением в 100 тыс. жителей, но весь мир знает о нем. То же самое в Силиконовой долине. Город, который будет организован по-новому, который будет привлекателен для интеллектуальной элиты различных отраслей. Сюда будут приезжать специалисты со всего мира, чтобы сделать свою научную работу, чтобы читать лекции студентам на современном уровне. «Важно, что это должен быть именно университетский холдинг — самостоятельность вузов нужно сохранить. Иначе получится как в Красноярске — объединили вузы и ректоров сделали деканами», — полагает доктор наук Агранович. —Нужно постепенно развивать структуры, которые не являются основными для вузов. Например, вся довузовская подготовка должна стать общей. Зачем создавать ее в каждом вузе отдельно». Должен быть один общеобразовательный факультет, куда будут поступать все студенты и уже после окончания второго курса смогут осознанно выбрать нужное им направление.

«Мы хотим, чтобы Томск перешел на 12-летнее образование, чтобы были созданы предуниверсарии — эта система работает во всем мире. Сегодняшние абитуриенты, имеющие только «базовое среднее», не готовы учиться в вузе. Мы вынуждены восполнять пробелы в знаниях, отчего страдает качество подготовки специалистов. Кроме того, мы ставим задачу, чтобы каждый окончивший среднюю школу владел английским или восточным языком, поскольку профессиональное обучение без использования мировых информационных ресурсов — это ерунда. Мы считаем, что выпускник средней школы должен иметь одно начальное общекультурное образование: музыкальное, художественное и так далее», — рассуждает проректор Томского политехнического университета Александр Чучалин.

Сценарий для законченных оптимистов

Всего в программе предусмотрено три сценария развития города. Первый — пессимистический — предполагает невмешательство органов муниципальной власти в текущие события. Второй — вероятный — поступательное социально-экономическое развитие на основе текущего и краткосрочного анализа. Над названием третьего долго раздумывать не стали — так и назвали: «Мировой лидер». Томск? Всего через 13 лет? В это сложно поверить, но ученые — люди своеобразные. И вот что будет, если все получится.

А будет высокоэффективное социально-экономическое развитие на основе стратегического анализа и моделирования задач бизнеса и государства: местная власть проактивно реагирует на проблемы, которые могут появиться в ближайшем будущем, город и бизнес совместно формируют будущие проекты, активно применяются проектные методы решения актуальных совместных задач бизнеса, городского сообщества и власти. На основании кластерного подхода развито эффективное управление городом и инновационным сектором, инвестиционный климат благоприятствует появлению крупного бизнеса и свободному доступу к венчурным финансовым ресурсам. Имеют место высокая обеспеченность квалифицированными кадрами, взаимодействие на рынке труда на принципах социального партнерства, в городе действует система единого, непрерывного образования, вертикально и горизонтально интегрированного, предприятия обеспечивают лидерские позиции не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе, формируется новая система ценностей «общества лидеров».

Объем инновационной продукции вырос в 10 раз и составляет более 70% от ВРП региона. Средняя зарплата преподавателей в вузах составляет не 15 тысяч рублей, как сейчас, а три тысячи долларов в месяц. Общая численность инновационных компаний — более двух тысяч. Да… Томск становится центром российских инноваций?

При подготовке публикации использованы материалы программы «Томск как центр образования, науки и инноваций мирового уровня».

У партнеров

    Реклама